Краткая биография П. Лесгафта. Оценка теории физического образования П.Ф. Лесгафта Общая теория п ф лесгафта

Введение

Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения.

Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда. С детства у Петра Францевич Лесгафта пробудилась любовь к музыке, этой любовью он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первые медицинские познания он тоже получал от нее: поскольку Г.А. была повивальной бабкой и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи. П.Ф. Лесгафт своей системой физического образования положил начало научному анализу физического воспитания. Рассматривая его с позиций анатомии, физиологии, педагогики и психологии Лесгафт одним из первых в мире поставил физическое воспитание в одни ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми в школе. Величайшая заслуга ученого состоит в том, что он научно раскрыл неразрывную, органическую связь физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Сердцевиной педагогических взглядов Лесгафта на физическое воспитание явилось положение о единстве физического и духовного развития при решающей роли нравственного воспитания. В наши дни это очень важно!

Краткая биография П.Ф. Лесгафта

8 (20) сентября 1837 г. в семье ювелира, члена Цеха золотых художеств, Петра Карловича Лесгафта родился сын. Это и был будущий Петр Петрович (Францевич) Лесгафт, разносторонний ученый и «вдохновенный учитель», как называл его академик И.П.Павлов, изучая биографию, Петра Францевича Лесгафта, любой исследователь сталкивается с загадкой, которую не удалось разгадать и по сей день. Почему он вошел в историю как «Францевич», а не «Петрович»? И Петр Лесгафт и его брат Франц, именуются Францевичами. В официальных бумагах разных лет нередко встречается запись: «Петр Петрович, тоже Францевич» Из скупых воспоминаний о детских годах Петр Францевич Лесгафт мы узнаем, что отец весьма сурово относился к мальчику и настойчиво приучал его к труду: с малых лет заставлял носить дрова, убирать тротуар. Обстановка, окружающая маленького Петра, наложила отпечаток на всю его последующую жизнь. Уважение к труду, нетерпимость к лени,неправде, принципиальность и бескорыстие,заложенные с детства, стали в последствии неотъемлемыми чертами характера Петра Францевич Лесгафта.

В январе 1848 г., после получения домашнего первоначального образования, Петр Францевич Лесгафт был определен в «большую приму», как назывался первый класс в Петрешуле Главном народном училищу. Учился Л. неплохо. Ему хорошо давались почти все предметы, за исключением латинского и французского языков, которыми в последствии он овладел без труда. Он старательно выполнял задания и иногда засиживался над книгами и учебниками.Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю.

Мы не знаем, как складывались отношения у строптивого подростка с аптекарем. Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери. Заканчивал обучение Петр в мужском отделение училища Светой Анны, носившем название «Анненшуле». Для поступление в медико-хирургическую академию летом 1856 г. явилось 500 кандидатов, зачислено было только 254 человека. Среди них и Петр Францевич Лесгафт. Поступление Петра Францевич Лесгафта в медико-хирургическую академию совпало с кардинальным положительным изменением в ее управлении. По инициативе П.А.Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программе изуче6ние, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством ученого секретаря конференции Николая Николаевича Зинина Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьезной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами. Очень скоро Л. стал ассистировать Зинину на лекциях. Лекции в академии начинались в 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов пополудни, практические занятия, как правило, проводились в вечернее время. Многие профессора академии оказали на формирование характера и взглядов Л. существенное влияние, но главную роль в становлении его как анатома-исследователя и ученого сыграл несомненно профессор Венцеслав Леонидович Грубор.

Вся жизнь Петра Францевича Лесгафта, биолога, анатома, антрополога, педагога, врача, создателя научной системы физического воспитания, руководителя крупного научно-исследовательского учреждения, прогрессивного общественного деятеля, связана с Петербургом.

Здесь он родился,получил образование, начал самостоятельную трудовую жизнь. Здесь прославил свое имя как ученый и воспитатель, терпеливый и настойчивый ваятель свободной творческой личности.

Здесь в Петербурге, он и похоронен морозным декабрьским днем под бдительным надзором полиции, никогда не оставлявшей его своим вниманием.

Петр Францевич Лесгафт был по достоинству оценен своими современниками, отмечавшими его исключительную научную честность, бескорыстие, независимость суждений, принципиальность и могучий аналитический ум. Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда.

« не знаю что такое скука»,- сказал как-то Лесгафт. С таким же правом он мог сказать: «Я не знаю что такое покой», ибо вся его жизнь была решительным и каждодневным противодействием покою. К этому он призывал и своих учеников.

Среди многочисленных заслуг П. Ф. Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог- практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ - начале ХХ в. Многое в трудах Петра Францевича Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.

Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статья « О физическом образовании в профессиональной школе и др. сохранили свою научную значимость.

Научная деятельность Петра Францевича Лесгафта

Научно-педагогическая деятельность П.Ф.Лексгафта началась в Петербургской медико-хирургической академии, где после ее окончания он исполнял обязанности ассистента и презектора. Здесь он защитил две диссертации: на степень доктора медицины (1865г) и на степень доктора хирургии (1868г.). После защиты второй диссертации Лесгафт стал заве5довать кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете, блестяще читал лекции, организовывал практические занятия и решительно выступал против консерватизма известной части профессуры и администрации.

За резкую критику существующих порядков в статье «Что творится в Казанском университете», опубликованную в одной из петербургских газет, Лесгафт был отстранен от педагогической деятельности. Посвятив себя врачебной деятельности, он обращается к физической культуре. В частном врачебном гимнастическом учреждении доктора А.Г. Берглинда он применяет физкультуру при лечении различных недугов. С 1874 г. Лесгафт начинает работать в Главном управлении военно-учебными заведениями, организует и сам проводит занятия по гимнастике во 2-ой Петербургской военной гимназии. В каникулярное время он выезжает в командировки для изучения подготовки учителей гимнастики в европейских странах. Обобщая личный педагогический опыт и материалы наблюдений, он пишет и публикует работы: «Основы естественной гимнастики» (1874г.), «Об отношении анатомии к физическому воспитанию»(1876г.) и «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы» (1877-1880гг.)

В 1887 г. Лесгафт по собственному желанию организует учебно-гимнастические курсы для подготовки учителей по гимнастике. В 80-е годы Лесгафт создает ряд значительных работ, где показывает единство физического и психического и раскрывает особенности физического развития и воспитания.

С 1886 г. П. Ф. Лесгафт - приват-доцент естественного факультета Петербургского университета. Он начинает курс лекций по анатомии, широко привлекая данные физиологии, психологии, антропологии и других наук. По свидетельствам очевидцев, лекции Лесгафта имели глубокое влияние на студентов, развивали мышление.

12 лет проработал П.Ф. Лесгафт в Петербургском университете и ушел из него, как из Казанского университета, протестуя против произвола и насилия. Это нашло отражение в следующих строках адреса, преподнесенного ему студентами: «…Вся Ваша жизнь и деятельность являются протестом против насилия в какой бы то ни было форме. И чем реже такие люди, тем они дороже. Мы видим в Вас не только нашего учителя, но лучшие идеалы, бескорыстного и благородного общественного деятеля»

Но даже активная педагогическая деятельность в университете не могла отвлечь Лесгафта от главных его устремлений - разработки своей системы физического образования и ее практического внедрения. Особое место среди работ 1887-1888 гг. занимают капитальные труды «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» и «Семейное воспитание ребенка и его значение»

Последующие, 90-е годы характеризуются большой организаторской деятельностью П. Ф. Лесгафта – ученого и педагога. Он создает различные курсы по подготовке руководителей физического воспитания и образования, биологическую лабораторию – научный центр и учебную базу со специальным печатным органом, руководит организацией детских площадок, катков по линии «Общества содействия физическому развитию учащейся молодежи», созданного по его инициативе.

При поддержке общества П.Ф. Лесгафт добился разрешения на открытие Курсов воспитательниц руководительниц физического образования (1896г.)

Научно-педагогическая и общественная деятельность Лесгафта, находившаяся под контролем царской полиции, затруднялась различного рода запрещениями. Так, в донесениях охранников отмечалось, что лекции и беседы Лесгафта « оказывают на слушательниц вредное влияние, вселяя в них революционные убеждения», и что многие слушательницы Лесгафта – «личности неблагонадежные».

Когда лее П. Ф. Лесгафт организовал сбор подписей под про­тестом по поводу избиения студентов-демонстрантов полицией и жандармерией, последовала его высылка из Петербурга как неблагонадежного (1901 г.). Однако, вернувшись через год из ссылки, Лесгафт продолжал активную общественно-педагогиче­скую деятельность на созданных им Курсах руководительниц физического образования. К чтению лекций привлекались про­грессивные ученые и общественные деятели: В. Л. Комаров, Е. В. Тарле, И. П. Павлов, Н. А. Морозов, А. А. Ухтомский, М. М. Ковалевский.

В документах охранки это получало соответствующую ин­терпретацию: «Сомнительное направление г. Лесгафта прояв­ляется, между прочим, в том, что г. Лесгафт за последние годы привлекает на свои курсы преподавателей, небезупречных в от­ношении политической благонадежности». Отмечается, что «бо­таник Комаров, удаленный за антиправительственный образ мыслей из разных учебных заведений, нашел себе пристанище на курсах Лесгафта» 1 (1904 г.). Даже временное закрытие Кур­сов руководительниц физического образования в 1905 г. в связи с участием слушательниц в событиях 9 января не только не из­менило общего направления деятельности Лесгафта, но и стиму­лировало ее расширение. Он принимает решение создать Выс­шие курсы по наукам биологическим, педагогическим и обще­ственным (открыты 21 декабря 1905 г.). Педагогическое отде­ление сохраняло направление и содержание Курсов руководи­тельниц физического образования. Свое новое учреждение Лесгафт неофициально называл «Вольной высшей школой».

16 февраля 1906 г. в помещении школы на собрании социал- демократических организаций Московско-Нарвского района с докладом выступал В. И. Ленин «О выборах в Государственную думу» и позднее - по вопросу об итогах IV (объединенного) съезда РСДРП *.

Агенты охранки докладывали: «На курсах Лесгафта 21 октября читались лекции исключи­тельно на тему о возможности добыть свободу в России лишь революционным путем» (1906 г.).

«... являются постоянным местом для противозаконных со­браний Курсы Лесгафта при С.-Петербургской Биологической лаборатории, где преступная деятельность революционеров при весьма сочувственном отношении к ней директора лаборатории Лесгафта ведется в широких размерах... произносятся речи с призывом к насильственному низвержению всего ныне сущест­вующего строя» (1906 г.)**

«... в ночь с 18 на 19 декабря 1907 г. был произведен обыск на курсах профессора Лесгафта, причем обнаружено до 50 пу­дов нелегальной литературы, частью уложенной в тюки для от­правки, а также один пуд типографского шрифта и валик для печатания»***. Вскоре курсы как один из центров революцион­ной агитации в столице были закрыты (17 июля 1907 г.).

В начале нового века публикуются статьи П. Ф. Лесгафта: «Физическое образование в школах», «К вопросу о физическом образовании в школах» (1902 г.); «Значение школы» (1907 г.) и др. Осуществляется второе издание первой части «Руковод­ства по физическому образованию детей школьного возраста» (1904 г.). В год своей смерти П. Ф. Лесгафт успел опубликовать 2-е издание второй части «Руководства». Скончался П. Ф. Лес­гафт 11 декабря 1909 г. в Египте. Похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге. Похороны носили ха­рактер политической демонстрации против самодержавно-поли­цейского режима. В них участвовали свыше 5000 человек. На ленте одного из многочисленных венков выделялась надпись: «Ты жил впереди нас: время твоих идеалов еще не пришло».

Мировоззренческие и научные концепции, идеи психофизио­логического единства человеческой природы и роли физического образования во всестороннем развитии человека, утверждаемые П. Ф. Лесгафтом, не стоят в стороне от основных тенденций рус­ской педагогики XIX в., отраженных в трудах А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского. Можно предполагать и влияние на П. Ф. Лесгафта трудов И. М. Сеченова и К. Д. Ушинского. Однако нельзя отказать ему в оригинальности и самобытности построения педагогических положений теории физического образования на основе анатомо­-физиологических данных.

Отметим, что и К. Д. Ушинский признавал значение этих на­учных дисциплин для правильного понимания вопросов физиче­ского воспитания. Он писал: «... правила физического воспита­ния необходимо должны быть выведены из глубокого и обшир­ного знания анатомии, физиологии, патологии, иначе они будут бесцветны, бесполезны...»

П. Ф. Лесгафт блестяще сочетал эти знания психологии и пе­дагогики при глубоком понимании сущности физического воспи­тания (его теории и методики).

Исследователь трудов Лесгафта профессор Г. Г. Шахвердов, возглавлявший кафедру педагогики Ленинградского института физкультуры им. П. Ф. Лесгафта, справедливо отмечал, что во всех областях научных знаний: в биологии, антропологии, ана­томии, физиологии, патологии, психологии, педагогике - он отрицал все мистические, метафизические, идеалистические тол­кования. Лесгафт стремился везде раскрыть реальные причинно- следственные связи изучаемых явлений и весьма преуспел в этом.

В «Руководстве» мы читаем: «Между умственным и физиче­ским развитием человека существует тесная связь, вполне вы­ясняющаяся при изучении человеческого организма и его от­правлений» и «тесная связь, существующая между непосредст­венными физическими и душевными проявлениями, с одной стороны, и внешним их выражением, с другой, ясно показывает необходимость гармонического и умственного развития в шко­ле».

История развития педагогической теории

В истории развития педагогической теории П. Ф. Лесгафту принадлежит особое место - как основоположнику отечествен­ной науки о физическом воспитании. Ему удалось создать ори­гинальную, стройную и развернутую систему физического обра­зования (воспитания). В этой системе одно из центральных мест занимает воспитание детей школьного возраста.

Свой капитальный труд о физическом воспитании он назы­вает «Руководство по физическому образованию детей школьно­го возраста».

Физическое образование рассматривается как системное ос­воение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков.

Одна из главных идей, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста», состоит в том, что основной задачей школы является образование чело­века, т. е. формирование его как личности, о чем совершенно определенно говорит Лесгафт: «...задачей школы считать вы­яснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мыш­ление и понятие об истине, когда образуется человек».

В трудах П. Ф. Лесгафта - касаются ли они анатомии и фи­зиологии, психологии и педагогики, гигиены и общей теории развития организма - человек всегда рассматривается как це­лостный организм и личность одновременно. Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соот­ветствующих им сторон воспитания.

П. Ф. Лесгафт не случайно подчеркивает необходимость да­вать «упражнения для того, чтобы приводить в соотношение вос­принимаемое глазом с ощущениями, связанными с движения­ми». Такие упражнения будут способствовать выработке уме­ний оценивать предстоящую работу и выполнять ее по слову, как рекомендовал Лесгафт. Физические упражнения могут играть существенную роль в развитии умственных и физических способ­ностей, повышать общий уровень готовности действовать умело и рационально. На современном уровне научного знания эти по­ложения ученого можно рассматривать как возможности совер­шенствования процесса управления человеком своими дейст­виями.

П. Ф. Лесгафтом были намечены пути реализации двух основ­ных, уже утвердившихся к тому времени в общей дидактике, принципиальных требований: сознательности и наглядности обу­чения применительно к условиям овладения физическими упраж­нениями.

Важно отметить, что П. Ф. Лесгафт проложил основной путь м решении таких методических вопросов теории физического вос­питания, как использование общих педагогических положений с учетом специфики конкретного вида деятельности, и др. С пози­ции единства умственного и физического воспитания решается Лесгафтом вопрос о единстве их методов. Анализ, синтез, срав­нение, характерные для умственного воспитания, являются основными при овладении двигательными действиями.

Впервые в методике обучения физическим упражнениям Лес­гафтом был поставлен вопрос о знании каждым занимающимся того, что он должен делать, зачем и как. Каждой педагогической задаче соответствует круг определенных упражнений, и на каж­дом этапе обучения определяются конкретные требования к действиям занимающихся.

Весьма своеобразными были позиции П. Ф. Лесгафта и в во­просе о наглядности обучения. В «Руководстве» он рекомендует следующее: «...со всеми требуемыми действиями необходимо зна­комить занимающихся непременно по слову, а не по показанно­му»; показ же должен уточнить и попрадить созданное словом представление. Таким образом, показ выступает как средство проверки учеником своих знаний, уточнения представлений, по­лученных ранее на основе восприятия объяснений учителя.

Не вызывает сомнений, что научно- педагогическое наследие П. Ф. Лесгафта далеко выходит за рамки только исторического значения и может рассматриваться как один из основных источников педагогической науки, содержащей идеи, богатство которых еще не полностью исчерпано.

Деятельность П. Ф. Лесгафта как основателя системы под­готовки кадров по физическому образованию началась с 1874 г., когда он был приглашен на работу в Главное управление воен­ных учебных заведений (ГУВУЗ). Эти учебные заведения испы­тывали острую потребность в учителях гимнастики. Лесгафту, уже известному в то время ученому, опубликовавшему работу «Основы естественной гимнастики», ГУВУЗ поручает ознако­миться с опытом подготовки учителей гимнастики за рубежом.

За два года (1875-1876) Лесгафт посетил ряд западноев­ропейских государств (26 городов) и изучал наиболее распро­страненные системы гимнастики и подготовки учителей этого профиля. Критический анализ этих систем обнаружил несостоя­тельность многих сложившихся теорий, и Лесгафт одновременно с разработкой собственной системы физического образования разрабатывает основы системы подготовки кадров, ее обеспечи­вающих.

Одно из главных ее положений - требование солидной педа­гогической подготовки. В связи с этим П. Ф. Лесгафт настаивал на понятии «педагогическая гимнастика», т. е. системе упражне­ний, решающей педагогические задачи. Для успешного их реше­ния, отмечает он, нужна общая теоретическая подготовка, фи­лософская, психологическая, физиологическая и т. п.

Говоря о теоретической подготовке, Лесгафт все время дела­ет упор на ее педагогическую направленность: «... врач может определить физическое развитие ученика, но он обыкновенно со­вершенно не знаком с отдельными упражнениями, а главное - с влиянием их на молодой организм». Преподаватель, пишет он, должен быть хорошо «знаком с физическими условиями того организма, который берется он воспитывать, чтобы он понимал влияние на организм тех упражнений, которые он применяет, и чтобы он имел такое педагогическое образование, которое руко­водило бы им при применении знакомого ему материала препо­давания к вполне известному ему молодому организму».

Анализируя труды П. Ф. Лесгафта, можно собрать полное профессионально-графическое описание той части педагогических кадров, которая связана со школой. Это описание будет адекватным современным представлениям о преподавателе физической культуры.

Для подготовки учителей «педагогической гимнастики» в военных гимназиях Лесгафт предлагал создать Центральный гимнастический институт. С требованиями широкой общеобразовательной и педагогической подготовки сочетались требования к оснащению такого учреждения гимнастический зал, оборудован­ный аппаратами, применяемыми при различных методах гимнастики;аудитория на 100 слушателей; помещение для практических антропологических занятий; химическая лаборатория; кабинет для физических аппаратов; место для бега, игр и упражнений в теплое время. Ставился вопрос и о статусе преподавателя гимнастики, равного другим преподавателям. Одновремен­но оговаривалась недопустимость к преподаванию лиц, знакомых только с технической стороной предмета.

В виде опыта в 1877 г. Лесгафтом были организованы двухгодичные учебно-гимнастические курсы при 2-й петербургской военной гимназии. Они просуществовали под его непосредствен­ным руководством до августа 1882 г. Эти курсы по своему про­филю, учебному плану, программам, организации учебного процесса, требованиям к учащимся соответствовали типу высшего учебного заведения. Подобных им не было еще в мировой практике.

П. Ф. Лесгафтом были разработаны учебные программы по всемдисциплинам, многие из которых он вел сам. Практически подготовка учителей гимнастики была постепенно изменена на подготовку «лиц, знакомых с физическим воспитанием вообще, в частности же с гимнастикой, как одним из средств физического в оспитания». Система подготовки учителей гимнастики - руководителей физического образования, разработанная Лесгафтом, способствовала распространению его идей в области физического воспитания и образования.

Система гимнастики П. Ф. Лесгафта, по данным Г. Г. Шахвердова, к началу XX в. применялась его учениками в 162 го­родах России. По образцу своих первых учебно-гимнастических курсов Лесгафт создавал последующие, совершенствуя систему подготовки кадров по физическому воспитанию. Курсы руководительниц физического образования после Великой Октябрьской революции были преобразованы в Государственный институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта (1919 г.), который затем (в 1930 г.) стал называться Государственным институтом физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

Прогрессивная общественная, научная, педагогическая дея­тельность П. Ф. Лесгафта позволяет отнести его к числу выдаю­щихся представителей отечественной науки и культуры.

Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) – выдающийся анатом, врач, преподаватель высшей школы, педагог; основоположник научной системы физического воспитания и организации врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России. И. П. Павлов называл его «вдохновенным учителем».

П. Ф. Лесгафт, как и Н. И. Пирогов, обратился к проблемам педагогики и психологии после продолжительной образовательной деятельности, связанной с подготовкой профессиональных врачей. Научная система физического воспитания П. Ф. Лесгафта стала как бы практическим выходом функциональной анатомии, теоретически им обоснованной и развитой.

В создании функциональной анатомии, теории физического воспитания, в обосновании взаимообусловленности физического и нравственного развития, в теории и практике подготовки преподавателей физического воспитания П. Ф. Лесгафт испытал на себе прямое и опосредованное влияние Н. И. Пирогова.

Отличительными особенностями акмецелевых программ самореализации его творческого потенциала на протяжении жизни были следующие.

1.Самоутверждение в семье. Отец противился его выбору. Пришлось отстаивать свое право на самостоятельный выбор жизненного пути. В результате – уход из семьи и отказ взять имя отца в качестве отчества.

2. Самостоятельный выбор «вершины» – кому следовать в период обучения в Медико-хирургической академии, а после ее окончания – в процессе исследовательской работы по созданию функциональной анатомии.

3. Создание теории, методики и организации подготовки специалистов физической культуры.

П. Ф. Лесгафт родился в Петербурге, в многодетной семье ювелира. Строгого отца звали Петром Карловичем. Его добрая мать иногда выполняла роль повивальной бабки. В семье царили уважение к труду, нетерпимость к лени, неправде, принципиальность и бескорыстие. Впоследствии все эти качества стали неотъемлемыми чертами характера П. Ф. Лесгафта, снискавшими ему любовь и уважение людей.

Если в семье Н. И. Пирогова рано заметили природные наклонности мальчика и содействовали их развитию, то П. Ф. Лесгафту отец хотел навязать свою волю и заставить стать ювелиром или фармацевтом. Акмецелевые программы Петра Лесгафта уже в раннем возрасте пришли в противоречие с волей отца. Ему пришлось защищать свои потребности в познаниях, в самореализации творческого потенциала.

Важнейшим событием в жизни маленького Петра было поступление в «Петришуле». Но как только отец заметил, что сын увлечен школой, что от прилежных занятий он побледнел и осунулся, то решительно воспротивился продолжению образования. В 14 лет он определил сына в ученики к знакомому аптекарю. Не выдержав там и года, Петр Лесгафт сбежал домой, вызвав гнев отца и матери. Заканчивать обучение ему пришлось в мужском отделении училища св. Анны – «Анненшуле».


П. Ф. Лесгафт поступил в Медико-хирургическую академию в 19 лет. Это был год опубликования статьи Н. И. Пирогова «Вопросы жизни». В Академии хранили память о Н. И. Пирогове. В анатомическом музее лежали его инструменты, коллекции препаратов, альбом рисунков по топографической анатомии – все, что он создавал в целях лучшей подготовки хирургов. Многое созданное им используется и в современной системе образования.

В Медико-хирургической академии П. Ф. Лесгафт встретил много замечательных преподавателей – было у кого учиться. Но главным событием в его профессиональном становлении стала встреча с Венцеславом Леопольдовичем Грубером (1814 – 1890). Родом из чешской Богемии (как и Ян Амос Коменский), он получил образование в Пражском университете, около семи лет занимался анатомией у прославленного Гиртля. В 1842 г. (в 28 лет) стал доктором хирургии, а через два года – доктором медицины. В 1846 г., находясь в Праге, Н. И. Пирогов познакомился с В. Л. Грубером и предложил ему перейти в Медико-хирургическую академию, в только что им основанный анатомический институт. В. Л. Грубер согласился. Весной 1847 г. он приехал в Петербург и вступил в должность проректора института. Когда П. Ф. Лесгафт познакомился с В. Л. Грубером, тому было 42 года. В 19 лет Петр Лесгафт ушел из дома, поссорившись с отцом. Причиной ссоры стали его систематические задержки у друзей за книгами и учебой.

Лишенный родительской опеки и внимания, Лесгафт нашел в Грубере истинного наставника, учителя, старшего друга. Ни разница в возрасте и положении, ни некоторое расхождение во взглядах по поводу основ любимой ими анатомии не мешали их дружбе.

Уже в студенческие годы у П. Ф. Лесгафта сформировалась главная жизненная позиция, аксиологическая система ценностей, которой он руководствовался в течение всей жизни: главное для человека – быть полезным другим людям, бороться за справедливость и правду, отстаивать свободу личности от гнета и произвола. Именно она определила акмецелевые программы самореализации его творческого потенциала.

Многие черты личности Грубера казались ему идеальными и совершенно необходимыми для человека науки, и он воспитывал в себе неутомимость в работе, принципиальность, чувство долга и справедливости.

За успешное выполнение бальзамирования во время обучения в Академии студент П. Ф. Лесгафт получил денежную премию – 300 рублей. Он окончил Медико-хирургическую академию с серебряной медалью и только тогда навестил семью.

Судьба П. Ф. Лесгафта – замечательный пример самоосознания своего творческого потенциала и неукротимой энергии, направленной на его самореализацию. Очевидно, став ювелиром или аптекарем, как хотел отец, в материальном отношении он смог бы жить лучше, однако потребность в самореализации возобладала.

Об уровне научной подготовки П. Ф. Лесгафта в период его обучения в Академии свидетельствуют такие результаты. В 24 года он сдал экзамен на степень доктора медицины; в 25 лет – на степень доктора медицины и хирургии; в 28 лет сделал блистательный доклад по антропологии. В 29 лет П. Ф. Лесгафт выступил на заседании Общества русских врачей в Петербурге с сообщением «О круговой мышце глаза и влиянии ее на механизм всасывания слез». Доклад поразил специалистов глубиной и убедительностью исследования, имевшего не только теоретическое, но и сугубо практическое значение.

В 1868 г. (в 31 год) П. Ф. Лесгафт получил степень доктора медицины и хирургии, был избран по конкурсу на медицинский факультет Казанского университета и утвержден профессором кафедры физиологической анатомии. С 1868 г. он заведовал кафедрой физиологической анатомии. В 1871 г. был уволен за выступление против установления правительственного надзора над университетом.

Этот факт свидетельствует о том, что высшие, духовные принципы были для П. Ф. Лесгафта не пустыми словами, а руководством к действию. Вернувшись в Петербург, он по существу остался без постоянного места работы. Потому его акмецелевая программа самореализации творческого потенциала стала еще и программой выживания.

В 1872 – 1874 гг. П. Ф. Лесгафт руководил занятиями по анатомии первых русских женщин-врачей при лаборатории В. Л. Грубера. С этого момента, в возрасте 35 лет, началась его работа над теорией и практикой физического образования, над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. За плечами уже был опыт исследований анатомических особенностей органов движения. Лесгафт вновь и вновь убеждался в теснейшей связи функций органа с его формой. Было ясно, что анатомо-физиологическая сущность человека определяется его деятельностью. В связи с этим упражнения, тренировку органов и систем он считал необходимой предпосылкой для нормального функционирования организма, для здоровья и активной жизни человека.

Главные события в жизни П. Ф. Лесгафта после окончания Академии можно разделить на два больших периода, подчиненных единой конечной цели, но опирающихся на различные акмеце-левые программы. Первая программа охватывает период от 35 до 57 лет, т. е. от начала разработки теоретических основ функциональной анатомии до создания курсов подготовки руководительниц физических упражнений и игр. Вторая программа охватывает период от 57 до 72 лет (вплоть до кончины П. Ф. Лесгафта). Оба периода насыщены научными поисками, организаторским творчеством и борьбой.

Первым практическим шагом П. Ф. Лесгафта на пути организации курсов подготовки руководительниц физических упражнений и игр было предложение А. Г. Берглинду, известному петербургскому «гимназиарху», своих услуг по консультированию его курсов (в 1872 г.). Здесь Лесгафт реализовал на практике те принципы, которые впоследствии составили научно-теоретическую основу его рациональной гимнастики.

Параллельно он открыл Общеобразовательные анатомические курсы у себя на квартире. Одновременно с ними работали Владимирские курсы – предшественники Бестужевских. С декабря 1874 г. П. Ф. Лесгафт начал занятия гимнастикой с воспитанниками Второй Петербургской военной гимназии.

В 1875 – 1876 гг., после поступления в Главное управление военными учебными заведениями, Лесгафта ежегодно командировали за границу «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства». Это позволило ему изучить немецкую и шведскую системы и разработать свою систему на основе сравнительного анализа. В мае 1875 г. он познакомился с постановкой обучения гимнастике в ряде европейских государств: Швеции, Германии, Англии, Франции, Италии и др.

В 1877 г. П. Ф. Лесгафту удалось добиться, чтобы при Второй Петербургской военной гимназии были организованы двухгодичные учебно-гимнастические курсы. Для них были созданы программы по антропологии, анатомии, физиологии, гигиене, теории телесных движений, методике гимнастического искусства, математике, физике, химии, рациональной гимнастике, фехтованию, плаванию, теории и практике игр и ремесел.

Процесс физического образования П. Ф.Лесгафт разделил на три этапа: 1) обучение ребенка правильным движениям (в младших классах); 2) постепенное увеличение нагрузок с учетом физиологических особенностей организма подростка; 3) обучение умению точно рассчитывать свои силы во времени и пространстве.

Были сформулированы и проверены на практике основные принципы организации физического образования:

1) постепенность и последовательность;

2) необходимость отчетливого представления исполнителем того, что он должен сделать, чего достичь (образ искомого результата, обеспечивающий предвидение в достижении реальных результатов деятельности).

Можно предположить, что именно опыт практической работы в области подготовки специалистов физического образования позволил П. Ф. Лесгафту по-новому взглянуть на проблемы анатомии, когда появилась возможность работать в Медико-хирургической академии.

В январе 1878 г. на конференции Академии его избрали на должность второго проректора. Он получил возможность не только преподавать, но и руководить работами диссертантов. П. Ф. Лесгафт избрал новое направление исследований, взяв за основу понимание анатомии как науки не о мертвом, а о живом. Именно это и позволило ему стать основоположником функциональной анатомии, которую он противопоставил описательной.

В небольшой статье «Об общих законах в анатомии и выяснении их при преподавании», опубликованной в 1881 г. в газете «Врач», П. Ф. Лесгафт высказал свое отношение к описательной анатомии и новое представление о ней как о функциональной науке, позволяющей познать общие законы морфологии. Позднее это новое представление он подробно раскрыл в трудах «Общая анатомия» (1885) и «Основы теоретической анатомии», ч. I (1892).

Теоретическая анатомия поставила П. Ф. Лесгафта в один ряд с такими выдающимися основоположниками новых направлений, как Н. И. Пирогов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, К. А. Тимирязев.

Последовательно разрабатывая закономерности анатомического строения мышц, костей и суставов и их функциональных особенностей, П. Ф. Лесгафт выявил решающее значение мышц в формировании суставных поверхностей. Одним из первых он установил, что особенности функции мышц зависят от способа соединения друг с другом пучков мышечных волокон.

Выход на новый уровень обобщений, т.е. на новые вершины, открывает перед исследователем новые горизонты. Так было и с П. Ф. Лесгафтом. Новизна заключалась в сочетании серьезных анатомических исследований с математическими расчетами, которые легли в основу изучения простых и сложных суставов. Результаты этих исследований были обобщены в работах: «Архитектура костей», «О соединении костей между собою», «О причинах, влияющих на форму костей», «О силах, удерживающих суставные поверхности в соприкосновении».

Преподавательскую деятельность в Академии П. Ф. Лесгафт сочетал с научно-исследовательской работой – не только в Академии, но и в комиссии по школьной гигиене при Педагогическом музее военно-учебных заведений. По его программе и под его руководством было проведено сравнительное исследование в Первой и Второй военных гимназиях. Во Второй военной гимназии, в отличие от Первой, практические занятия вели слушатели учебно-гимнастических курсов. По рекомендации П. Ф. Лесгафта они систематически измеряли у занимающихся рост, вес, объем легких и мышечную силу. Было установлено, что учащиеся Второй военной гимназии, занимавшиеся гимнастикой, меньше болели, были более крепкими, выносливыми, ловкими, сильными. В обработке результатов исследований П. Ф. Лесгафту помогал его ученик, ставший впоследствии известным ученым-статистиком, Алексей Федорович Фортунатов.

В 1881 г. началось сотрудничество П Ф. Лесгафта с Владимиром Яковлевичем и Марией Николаевной Стоюниными. Он участвовал в создании проекта деятельности новой гимназии, ее устава, учебных планов и программ. По В. Я. Стоюнину (вслед за Н. И. Пироговым), главная задача школы состояла в том, чтобы дать детям общее образование, сформировать личность будущих граждан, выработать нравственные идеалы. Он ратовал за единство обучения и воспитания, объединение усилий семьи и школы, подчеркивая, что школа должна пробуждать в юноше и девушке бескорыстную любовь к истине, правде, добру, прекрасному.

В гимназии М. Н. Стоюниной впервые в России физические упражнения были включены в число обязательных ежедневных занятий. Значительная часть времени отводилась играм, во время которых, по мнению П. Ф. Лесгафта, достаточно ярко проявляется характер ребенка. Новым было также, что по предложению Лесгафта решено было отказаться от оценок, заменив их аттестацией, воздержаться от поощрений и полностью исключить наказания.

Новшества проявились и в способах предъявления учебной информации. Основой преподавания было слово: по рассказу преподавателя, по данному им словесному описанию учащиеся должньы были мысленно составить себе представление о предмете. Лишь после этого преподаватель демонстрировал действие, движение; показывал рисунок, модель, предмет. Это заставляло учащихся активно мыслить, развивало воображение. Ежедневные физические упражнения компенсировали недостаток мышечной нагрузки, способствовали устранению дефектов физического развития.

В гимназии М. Н. Стоюниной П. Ф. Лесгафт в течение пяти лет почти ежедневно проводил занятия, следил за проведением занятий другими преподавателями, беседовал с родителями, систематически проводил антропометрические измерения и врачебные осмотры детей, исследовал их психологическую типологию. Эти исследования были обобщены в двух замечательных работах: «Школьные типы» и «Семейное воспитание ребенка и его значение». П. Ф. Лесгафт выделил и описал шесть основных школьных типов: лицемерный, честолюбивый, добродушный, заласканный, злостно-забитый, угнетенный. В его работах детально разбирались условия формирования характера и роль семейного воспитания, взаимоотношения родителей и детей.

Изучение проблем физического и нравственного воспитания в гимназии М. Н. Стоюниной, его доклады «Об играх и физическом воспитании в школе» и «О наказаниях в семье» (октябрь 1883 г.) в Обществе русских врачей в Петербурге заставили Лесгафта вновь обратиться к трудам Н. И. Пирогова и проследить развитие его идей в своем творчестве – как анатома, с одной стороны, и как педагогического психолога – с другой.

Покинув Военно-медицинскую академию в 47 лет, П. Ф. Лесгафт, по существу, перестал участвовать в подготовке будущих врачей и вынужден был искать возможности для того, чтобы сделать фонд накопленных им знаний (анатомических, гистологических, антропологических и функционально-анатомических) средством общеобразовательной подготовки людей, проявляющих к ним интерес. Основными средствами его существования стали: чтение лекций при Педагогическом музее военно-учебных заведений; домашние анатомические курсы, популярность которых ежегодно возрастала; работа в Фехтовально-гимнастическом центре, который занимался усовершенствованием учителей гимнастики и фехтования для армии и разработкой единой программы и методов преподавания этих дисциплин; должность приват-доцента в Петербургском университете.

В 1889 г. П. Ф. Лесгафту предложили принять участие в работе комиссии по техническому образованию, созданной Русским техническим обществом. В апреле 1890 г. он возглавил комиссию по вопросам преподавания естественных наук в технических учебных заведениях. Были обсуждены программы по физике, химии, минералогии, ботанике, зоологии. Особое внимание при составлении программ уделялось последовательности изложения материала, наглядности и практической направленности.

Как врач, П. Ф. Лесгафт систематически вел бесплатные приемы больных на дому; особенно любил заниматься с детьми. Особенностью его врачебной деятельности была вера в целебную силу простых, доступных каждому средств: прогулок, плавания, лечебной гимнастики, дозированного труда, свободных одежды и обуви.

Он всегда был окружен учениками и сподвижниками. Именно они помогали П. Ф. Лесгафту справляться с новыми, сложнейшими задачами. Одной из таких задач было создание в январе 1896 г. биологической лаборатории и специальных курсов по подготовке руководительниц и воспитательниц физического образования - прообраза современной Государственной академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.

К моменту создания этих двух учреждений, существующих до настоящего времени, Лесгафт пришел с огромным багажом знаний, опыта и практических результатов. Открытие этих учреждений финансировал ученик П. Ф. Лесгафта, Иннокентий Михайлович Сибиряков, брат русского золотопромышленника и патриота А. М. Сибирякова. Он принес в дар П. Ф. Лесгафту 200 тысяч рублей наличными и дом стоимостью 150 тысяч рублей. Это случилось 24 августа 1893 г. Весной 1894 г. П. Ф. Лесгафт разработал устав биологической лаборатории (после того, как его устав Музея был отвергнут министром народного просвещения), а 19 октября того же года биологическая лаборатория получила официальное разрешение на существование. В штат лаборатории вошли П. Ф. Лесгафт, его ученики – А. О. Ковалевский, И. В. Мушкетов, П. П. Фан-дер-Флит. С 1896 г. началось издание специального журнала «Известия Санкт-Петербургской биологической лаборатории».

Летом 1895 г. было создано Общество помощи в чтении больным и бедным. П. Ф. Лесгафт стал его председателем. Таким образом, акмецелевая программа самореализации на пути к созданию курсов характеризуется необычайной увлеченностью П. Ф. Лесгафта педагогической деятельностью, необыкновенным трудолюбием, собранностью, целеустремленностью.

Создание биологической лаборатории, располагавшей достаточным количеством помещений, позволило П. Ф. Лесгафту организовать учебные курсы на строгой научной основе. Здесь была как бы продолжена работа, начатая во Второй Петербургской военной гимназии. В создании курсов заметную роль сыграло Общество содействия физическому развитию, зародившееся в 1893 г. Инициатором его создания был директор Педагогического музея военно-учебных заведений Аполлон Николаевич Макаров. Должность ученого секретаря в нем занимал П. Ф. Лесгафт.

«Положение о временных курсах для приготовления руководительниц физических упражнений и игр», разработанное в 1894 г., было утверждено 19 января 1896 г., и начались занятия. На первом занятии присутствовало 109 «лесгафтичек», из них 44 вольнослушательницы. В программе обучения были основы анатомии и физиологии человека, гигиена, теория телесных движений, химия, физика, математика, основы методики проведения физических упражнений и игр.

Уже со второго года программа курсов стала расширяться. Были введены новые предметы: зоология, ботаника, психология, педагогика, пение, всеобщая история, литература, чтение, рисование. Первоначально определенный срок обучения – два года - оказался недостаточным, поэтому был добавлен еще год. Курсы стали единственным в России высшим учебным заведением, готовившим организаторов и руководителей физического образования с широкой и всесторонней подготовкой.

В новом учебном заведении была очень целесообразно составлена программа обучения; для него были также характерны правильное сочетание теоретического и практического обучения, равномерное распределение умственной и физической нагрузок. Здесь царили взаимное уважение и доверие. В распоряжение слушательниц были предоставлены все кабинеты и музеи биологической лаборатории. Была организована самая дешевая в городе курсовая столовая: за питание слушательницы платили 7 рублей в месяц; жилье они снимали вблизи курсов. Сборы от своих публичных лекций П. Ф. Лесгафт отдавал в пользу слушательниц курсов.

Петр Францевич считал, что задачи физического образования не исчерпываются только оздоровлением и укреплением организма, что необходимо его гармоничное сочетание с умственным образованием. Средствами такой гармоничности он считал постепенность и последовательность физических нагрузок, знание их физиологических пределов.

Таким образом, жизненный путь П. Ф. Лесгафта явился прекрасным доказательством наличия у человека творческого потенциала, который может быть реализован на пути к высшим достижениям. Вполне возможно, что именно высшие духовные идеалы служения человечеству наполняют жизнь таких людей, как П. Ф. Лесгафт, особым смыслом и особой энергией.

Полуэшапе может производиться с разбегом и без этого; руки укре-
пляются на передней и задней дуге седла, тело притягивается кверху, а
правая нога передвигается через седло. Укрепляясь над седлом разогну
тыми руками, можно поочередно переводить через седло то одну, то дру-
гую ногу. Переводят также обе ноги единовременно через седло и садятся
боком в седло - это так называемый дамский прыжок. Видоизменения -
с правой и левой стороны.
Полное этапе. При этом перепрыгивают через седло. Руки укре-
пляются на дуги седла и между ними перепрыгивают через седло обеими
ногами и становятся на почву с противоположной стороны лошади. Видо-
изменения - с правой и с левой стороны через седло, зад и шею; могут
двое или трое перепрыгивать через лошадь единовременно.
4. Экарте - очень трудное и даже опасное упражнение - отличается
от предыдущего тем, что прямые ноги при перепрыгивании через седло
разводятся, между тем как там они сводятся и сгибаются. Производится
упражнение с разбегом, руки укрепляются на обеих дугах, отталкиваясь
от почвы и подымаясь кверху, ноги возможно сильнее разводятся, так что
одна передвигается через шею лошади, а другая - через зад и настолько
высоко, чтобы не касаться лошади. Если ноги уже передвинуты через шею
и зад, то руки освобождаются, ноги приводятся друг к другу и останавли-
ваются на почве с противоположной стороны. Прыжок этот в немецкой
литературе известен под названием «гретшшпрунг», а у французов он
называется также «экарвильяд».
5. Эскиллетте - прыжок этот называется также «ложный прыжок
мертвецов»; название это происходит собственно от «осколок», т. е. оско-
лок переломленной кости. Прыжки эти вовсе не так опасны. Этим прыж-
ком садятся на лошадь или им изменяют положение на лошади. Главный
отличительный признак этого прыжка состоит в том, что одну из ног про-
водят под рукою, временно освобожденной для этой цели так, что при
освобождении одной руки тело упирается только на другой руке.
Полу эскиллетте - для прыжка в седло; руки укрепляются на обеих
дугах, тело притягивается кверху при легком обращении груди вперед,
правая нога проводится под левою, тело упирается главным образом на
правой руке; левая рука освобождается, и двигающаяся левая нога пере-
кидывается через шею лошади. Левая рука быстро укрепляется, и тело
держится на разогнутых руках, или занимающийся садится в седло.
Обратно производится этот прыжок таким образом, что освобождается
одна из рук, нога проводится под нею и, приближаясь к другой ноге, спу-
скается на почву. Видоизменения описанного способа этого прыжка про-
изводятся так, что правая отводится первоначально прямо наружу над
задом лошади, а затем уже она с размахом проводится под левую ногу и
левую освобожденную руку через шею и противоположную сторону, как и
прежде. Производится этот прыжок с одной и другой стороны, назад,
отсюда на седло, а затем на шею и обратно.
Полное эскиллетте производится следующим образом: приседая сбоку
лошади, обеими руками захватываясь за обе дуги седла, притягивают
тело прямо кверху, правая нога отводится и устанавливается прямо над
задом лошади, быстрым размахом она проводится с небольшим поворо-
том тела под левую ногу, под освобожденную левую руку, наконец, под
освобожденную правую руку обратно, и затем спускаются на почву, и
занимающийся возвращается к исходному положению. Это требует боль-
шого напряжения, и поэтому очень утомительно второе и третье повторе-
ние этого упражнения подряд. Повторение упражнения с переменою ног,
то правою, то левою, составляет то, что называется прыжком ведьмы. При
этих упражнениях ноги при передвижении не должны касаться лошади;
вообще это упражнение требует большой ловкости при исполнении.

Петр Францевич Лесгафт - выдающийся педагог -демократ, борец за здоровый быт, за воспитание всесторонне развитого человека.

Это был разносторонний ученый: замечательный анатом, врач, новатор-биолог, с одной стороны, и педагог-практик - с другой. Глубокие и всесторонние знания о человеке позволили ему внести ценный вклад в педагогику , создать оригинальную систему воспитания.

Сорок лет Петр Францевич нес науку в массы: читал публичные лекции, организовывал кружки и курсы для рабочих, курсы воспитательниц, курсы подготовки учителей гимнастики, создавал Вольную Высшую школу и руководил ею, был душой Общества содействия физическому воспитанию, преподавал в гимназии и университетах.

П. Ф. Лесгафт как педагог

Как педагог , Петр Францевич внимательно наблюдал детей, изучал их психологию. Большой исследовательский материал собран в его интереснейшей книге «Школьные типы».

Особое значение Петр Францевич придавал физическому воспитанию детей с первых дней их жизни. Он положил в России начало науке о физическом воспитании как особому отделу педагогической науки.

Важную роль Лесгафт отводил чувству меры в воспитании. Неумеренные похвалы, незаслуженные подарки и дорогие игрушки развивают в детях эгоизм.

Лесгафт был за внимательное отношение к детям, рекомендовал взрослым вдумчиво изучать детский характер и постоянно контролировать свои действия. К ребенку необходимо относиться серьезно и мягко, не сюсюкая, не балуя, не бегая за ним. Надо объяснять ему смысл и значение его поступков, вызывать его на самостоятельные размышления. Надо учить его стойко переносить неудачи и лишения, быть скромным.

Не должно быть никакой навязчивости в организации деятельности и развлечений ребенка. Поощряйте его стремление самому находить себе игры и предметы для занятий. Доставляйте ему простейшие игровые материалы и помогайте в тех случаях, когда действительно необходима помощь.

Если ребенок, указывал Петр Францевич, не может сам найти себе занятие, подскажите ему. Бессмысленные же замечания вроде: «не шали», «не приставай», «не рассуждай, а делай как тебе говорят» - обрывают инициативу ребенка, его стремление к творчеству.

Педагогические идеи

Приводим небольшой отрывок из книги П. Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение», изданной много лет назад и до сих пор не утратившей своей ценности.

«Самое существенное требование, какое необходимо предъявить воспитателю и учителю, берущему на себя обязанность руководить ребенком, вступающим в школу, это, чтобы он понимал ребенка, его психические отправления, а равно и его индивидуальные свойства, так как, не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного по¬ступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с его дошкольной обстановкой и семейной дисциплиной.

Не менее необходимо для каждого воспитателя отдавать себе ясный отчет во всех требованиях, которые ставят ребенку в стенах школы, и строго следить за тем влиянием, какое оказывает на ребенка школьный порядок. Сплошь и рядом приходится наблюдать, что как родители в семье, так и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры; а ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни.

Большинство воспитателей, в случае неудачи своих педагогических мероприятий, охотно сваливает все на пресловутую «наследственность», на «прирожденную испорченность» детской натуры или же, в утешение себе и другим, ссылается на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать.

Привыкнув в обыденной жизни к очень поспешным заключениям, когда приходится указывать причину того или другого поступка взрослого человека, обыкновенно ограничиваются только обвинениями и порицаниями также и тогда, когда спрашивают: где искать причины дурных привычек или безнравственных поступков ребенка, едва достигшего школьного возраста?

Однако эти обвинения и порицания ровно ничего не уясняют, а только доказывают, что педагог не желает взять на себя труд выяснить те психические мотивы, которые составляют подкладку каждого человеческого поступка. Вследствие недостатка внимания, а главное — вследствие незнания обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о «неисправимо-испорченных» детях, точно эта испорченность явилась сама по себе, и за нее ответствен сам ребенок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия.

Кому не известно, что все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно «учить», причем под словом «учить» нередко подразумевают: «взыскать», «наказать», «пригрозить» и т. д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, по рутине, не отдавая себе отчета в каждом шаге, если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку: