Любовь к родному городу. Патриотическое воспитание через любовь к родному городу. «Мой дом – моя семья»

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Поэтому очень важно с раннего детства воспитывать в детях чуткость, отзывчивость, внимательность, доброе отношение к своей семье, сверстникам, городу, Родине.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Старинная мудрость гласит: «Кто не знает своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций народа, города, страны нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, город, с уважением относиться к другим народам. Поэтому, на мой взгляд, работа по ознакомлению детей с малой родиной очень важна в плане того, что она несет познавательную и духовно – нравственную функцию.

Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и сложный. Каждую неделю я предлагаю различные формы работы, которые условно можно разделить следующим образом:

  • Образовательная деятельность, имеющая цель дать детям конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений).
  • Образовательная деятельность, способствующая, углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры).
  • Образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свою отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).

Работа по патриотическому воспитанию проводится мной как индивидуально, так и с подгруппой детей и «пронизывает» все направления образовательных областей.

В своей работе я используя различные формы: беседы (индивидуальные и групповые), консультации для родителей, занятия, игры, праздники, выставки детских работ, выставки фотографий.

Наилучшим способом накопления у детей знаний о родном городе, его улицах являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения. Проводя прогулки по праздничному городу, я обращаю внимание детей на то, как украшен город, на его чистоту и порядок, стараясь вызвать у детей интерес, эмоциональное отношение к увиденному. По окончании прогулки в группе вместе с детьми мы оформляем альбом «Наши путешествия», который потом выкладываем родителям в раздевалку.

Очень нравятся детям и вызывают у них бурные чувства экскурсии к мемориальному памятнику около Атаманского леса. К таким прогулкам дети готовятся заранее, вместе с родителями учат стихи, на образовательной деятельности по музыке учат песни, которые потом исполняются на торжественной линейке у памятника. После торжественной части мы с детьми обходим территорию, я обращаю внимание детей на то, сколько разных фамилий написано, что все эти люди защищали наш город во время войны, что все они герои и именами некоторых из них названы улицы нашего города.

Увиденное и услышанное на экскурсиях отражается на образовательной деятельности. На образовательной деятельности по рисованию на тему: «Мой любимый город» дети рисовали свои дома, памятники, улицы, храмы. По чтению художественной литературы мы с детьми учили стихотворение старооскольского поэта В. Михалева «Доброе дело землю пахать…», по коммуникации дети составляли рассказ по теме «Мой двор», в трудовой деятельности я воспитываю у детей бережное отношение к общественному добру, к природе города.

Знакомя детей с городом, я также использую дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывали и рассказывали о достопримечательностях города, памятниках, аллеях.

В нашей группе накоплен обширный наглядный и дидактический материал (о гербе, флаге города, материал об истории возникновения, его основателях города, земляках-героях) есть у нас коллекция фотоснимков, рассказывающих о прошлом и настоящем города, собраны стихи поэтов – старооскольцев.

Знакомя детей с прошлым и настоящим города, я рассказываю детям о его трудовой жизни в настоящем. При этом я давала задание родителям подготовить вместе с детьми рассказ «Где работают мой родители». Я организовала встречу детей с папой Димы Д. (работником ОЭМК), который рассказал детям об истории комбината и его продукции. Дети ближе познакомились с трудом металлурга, у них возникло чувство гордости, что наш город знают во всей стране.

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города. И прежде чем учить детей, надо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как ты это сделаешь, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-либо новое.

"Детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества". В.А. Сухомлинский В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. В этой связи, я считаю, огромное значение имеет ознакомление дошкольников историческим, культурным, географическим, природно-экологическом своеобразием родного региона, т.е. Балаковского муниципального образования. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временный период. Центральным звеном социализации - "процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром" (А.В. Мудрик) - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, к месту, где он вырос, и, бесспорно, к Родине. Это соответствует одному из принципов личностно - ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действий. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально - практическим путем, т.е. через игру, общение, труд разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом я учитываю следующие принципы: принцип историзма (прошлое - настоящее); принцип гуманизации (умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, его чувства и эмоции, ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству); принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе получения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта); принцип интегративности (ознакомление детей с родным городом становиться стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности). Воспитывая любовь к родному городу, я решаю воспитательные задачи: 1. Формирование любви к родному краю, интереса к прошлому и настоящему. 2. Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, краю, стране. 3. Воспитание чувства гордости за своих земляков. 4. Развитие бережного отношения к городу (культуре, природе). Самым главным в работе по ознакомлению с родным городом, его историей, достопримечательностью является составление рассказов для дошкольников. Рассказ должен сопровождаться наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, схемами, рисунками. Чтобы активизировать внимание детей, надо в процессе рассказа задавать им вопросы, вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Необходимо использовать доступную лексику. Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику, достойному гражданину. Методика ознакомления детей с родным городом и воспитание любви к нему разнообразна. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. игры, наблюдения, прогулки, экскурсии, беседы во время прогулок, рассказы воспитателя об истории города и его людях. Очень важно правильно организовать работу с детьми, суметь показать красоту родного края, расширить сложившиеся у детей представления. Придерживаясь принципа постепенного перехода от близкого и простого к далекому и сложному, я провела беседу и выяснила, что дети знают, как называется наш город, улица, на которой они живут. Многие знают, где работают их родители. В ходе экскурсии по улице, на которой находится детский сад (Коммунистическая), дети отметили, на этой улице находится много зданий, которые были построены очень давно и представляют большую ценность, особенно краеведческий музей и дом Мальцева. Это очень красивые здания. Продолжая знакомство с городом, повела детей на экскурсию к Обелиску Славы. После этой экскурсии детям дано было задание: попросить дома взрослых рассказать о том, кто из родственников был участником Великой Отечественной войны. Чтобы познакомить детей с трудовыми достижениями земляков, проводили экскурсии на хлебокомбинат, где они с удовольствием лакомились готовой продукцией. Затем была организованна экскурсия в драматический театр и на канал. Детям было рассказано, что все это было создано руками их бабушек и дедушек. Но особенно детям понравилась экскурсия на завод имени Братьев Маминых, где трудятся многие родители. Дети увидели своими глазами и потрогали своими руками те изделия, которые выпускают их мамы и папы. Любить свой город - это значит любить и природу, бережно относится к ней. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать полноту жизни. Чтобы привить дошкольникам любовь к родной природе, вызвать у них гордость за результаты труда людей, я провожу экскурсии и прогулки в парки, где обращаю внимание ребят на красоту природы; рассказываю, что парки и скверы - наше богатство, которое надо беречь. Здесь красиво, чисто. В результате проводимой работы дети стали более наблюдательны, любознательны, обогатилась их речь. Беседы, экскурсии, занятия способствовали расширению и углублению знаний дошкольников о родном городе и его тружениках. Мы любим край, где родились и выросли, край, где живем и трудимся. Все это мы называем одним словом - Родина. Темой экскурсий и целевых прогулок я избрала следующие: "Наша улица", "Наш город растет и строится", "Наш город - часть большой страны". Проводя экскурсии, наблюдения, я помогаю дошкольникам понять увиденное, стараюсь вызвать интерес, эмоциональное отношение, стремлюсь развивать логическое мышление и правильную речь. В своей работе использую вводные и установочные беседы, вопросы, сравнения. В соответствии с программой, дошкольникам рекомендуется, рассказывать о знаменитых людях, прославивших свой край. На одном из занятий я рассказала детям о герое гражданской войны, нашем земляке В.И. Чапаеве, а затем организовала экскурсию в дом - музей. При участии работников заводской библиотеки был организован рассказ о братьях Маминых, создателях завода, который в годы ВОВ выпускал снаряды для фронт. Наш город богат талантами и, в связи с эти, я познакомила ребят с жизнью и творчеством Балаковского краеведа Деревянченко, который проделал колоссальную работу по созданию истории завода Братьев Маминых. Расширить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну - важнейшая задача каждого педагога. Чтобы вырастить в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить то, что его окружает. Весь комплекс воздействий направляется на то, чтобы вызвать у ребенка чувство любви и привязанности к этому месту, где он родился. Балаковский строитель Минеев выразил в стихах отношение по моему, всех граждан к любимому городу: Город мой И приветлив, и светел, И навеки прославлен трудом. Не найду Я другую на свете Где б знакомым Мне был каждый дом: Взять эту тему своего кружка поэтому, что у детей отсутствуют понятия и знания об исторических событиях, которые происходили много лет назад, а так же о том, что происходит в настоящее время. Чтоб познакомить детей с достопримечательностями родного города, мне приходится самой много читать о городе, ходить на экскурсии, чтоб выбрать для детей наиболее оптимальный и доступный для восприятия рассказ. Проводя работу по воспитанию патриотических чувств у детей я верю, что мы вырастим людей, глубоко и преданно любящих свою Родину, свой народ. Воспитание любви к Родине - основа воспитания патриотизма, а любовь к Родине начинается с любви к своему городу. История города - это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколений. Чтобы даты перестали быть хронологией, факты - перечислением, чтобы за именами вставали живые люди, мы обязаны пробудить у ребят интерес, заставить работать воображение.

государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Подготовительная группа: Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления о Родине - России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве - главном городе, столице России. Продолжать расширять знания о государственных праздниках. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.


Задачи по нравственно –патриотическому воспитанию Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому. Воспитание уважения к труду. Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Формирование элементарных знаний о правах человека. Расширение представлений о городах России. Знакомство детей с символами государства. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам.








1.Формировать любовь к родному городу, Родине, интерес к его прошлому и настоящему. 2. Воспитывать чувство гордости за жителей города и страны, ответственность за все, что происходит в городе и стране, сопричастность к этому, уважение к своим землякам. 3. Развивать эмоционально-ценностное отношение к городу и Родине. 4. Формировать интерес к произведениям писателей, композиторов, художников, в работах которых отражены история, культура, природа и быт людей. ЗАДАЧИ


Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются трудовые и боевые традиции; проявляют заботу о благосостоянии народа, о детях; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; всех российских людей объединяет любовь к своей стране.


1.« Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний) 2.Непрерывность и преемственность педагогического процесса 3.Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок. 4.Развивающий характер обучения, основанный на детской активности. 5.Принцип маятника (Изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются к истории своего района и улицы) 6.Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному. 7.Принцип спирали (когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания)






Образовательная деятельность, имеющая цель дать детям конкретные представления о Родине на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений). Образовательная деятельность, способствующая, углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры). Образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).




Целевые прогулки и экскурсии. Наблюдения. Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей. Беседы о родном городе и Родине. Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений. Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений. Ознакомление с произведениями народного творчества. Обогащение и стимулирование детского творчества. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ








Содержательный представления ребенка об окружающем мире Содержательный представления ребенка об окружающем мире Эмоционально-побудительный эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру Эмоционально-побудительный эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру Деятельностный отражение отношения к миру в деятельности Деятельностный отражение отношения к миру в деятельности О культуре народа, его традициях, народном творчестве О природе родного края и страны и деятельности человека в природе Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг) О культуре народа, его традициях, народном творчестве О природе родного края и страны и деятельности человека в природе Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг) Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому Интерес к жизни родного города и страны Гордость за достижения своей страны Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому Восхищение народным творчеством Любовь к родной природе, к родному языку Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому Интерес к жизни родного города и страны Гордость за достижения своей страны Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому Восхищение народным творчеством Любовь к родной природе, к родному языку Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде Труд Игра Продуктивная деятельность Музыкальная деятельность Познавательная деятельность Труд Игра Продуктивная деятельность Музыкальная деятельность Познавательная деятельность


« В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». К.Д. Ушинский Эти слова в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.


2 младшая группа: Дать первые представления о родной стране (название родного города, поселка). Знакомить с родной культурой, с изделиями (игрушками) народных мастеров. Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке). Средняя группа: Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики). ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ


Старшая группа: Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) огромная многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Подготовительная группа: Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления о Родине России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве главном городе, столице России. Продолжать расширять знания о государственных праздниках. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.



I. Тип проекта.

По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.

По времени проведения: продолжительный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.

Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги.

II. Актуальность.

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

III. Цель проекта.

Заложить в каждом ребёнке основы духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

IV. Задачи проектной деятельности.

Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны.

Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

V. Предполагаемый результат.

Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах.

VI. Методы проекта.

Познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, мониторинг.

VII . Стратегия осуществления проектной деятельности.

Данный проект осуществляется в рамах педагогической системы МДОУ № 96 г. Костромы:

С детьми - в различных видах деятельности, не требует специально организованных занятий (материал по каждой теме включается в алгоритм недели);

С педагогами - в условиях проведения методической работы;

С родителями - в совместной деятельности.

Тематическое планирование формирующего этапа.

Старшая группа.

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

1. Беседа: "Где я живу".

2. Экскурсия по пр. Мира, где расположен детский сад.

Изготовление карты-схемы "Дорога из дома до детского сада"

Воспитание у детей привязанности к своему дому, детскому саду, улице, городу.

Занятие: "Достопримечательности нашего города".

Конкурс рисунков: "Город, что сердцу дорог"

Знакомить детей с достопримечательностях нашего города, его традициями.

Экскурсия в краеведческий музей "Встреча с прошлым".

"История старых вещей"

Знакомство с бытом русского народа, обогащение словарного запаса, знаний детей о жизни своих предков.

"Был он славен, мастерами".

Посещение музея «Льна и бересты»

Развивать интерес к русским традициям и промыслам, приобщать к истокам народной культуры.

Учить детей видеть прекрасное.

Занятие: "Природа нашего края".

Конкурс рисунков: "Любимый уголок природы"

Развитие нравственно-патриотических качеств: гордости, гуманизма, желания сохранить и приумножить природные богатства своей страны.

Занятие: "Животный мир родного края".

Семейное чтение рассказов о животных нашего края

Познакомить с животными, птицами, рыбами, обитающими в наших лесах, показать их разнообразие.

Воспитание бережного отношения к живой природе.

Беседа: "Моя семья"

Рассказы детей о своих мамах и папах

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, к самым близким людям.

"Литературное наследие Костромы"

Семейное чтение произведений костромских писателей

Воспитание любви к поэзии.

Экскурсия к вечному огню.

Изготовление праздничных открыток.

Встреча с ветераном ВО войны (прадедушкой одного из детей группы)

Подвести детей к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою страну.

Систематизация знаний о родном городе.

Рис. Модель воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей МДОУ № 96 г. Кострома