Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе. Тематический план по ознакомлению с окружающим в средней группе. Чтение стихотворения И. Сурикова

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 365»

Г. Нижний Новгород

Круглова Наталия Анатольевна

Цель: Обобщение знаний детей о детском саде и профессиях взрослых, которые в нём работают.

Задачи:

    формировать представления о том, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях;

    обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (воспитателя, няни, повара, медицинской сестры );

    развивать у детей навыки социальной уверенности в общении с окружающими взрослыми и детьми;

    воспитывать уважение к труду взрослых;

    продолжать формировать положительное отношение к детскому саду;

Предварительная работа: тематические экскурсии по детскому саду и беседы с детьми (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара); рассматривание альбомов с иллюстрациями и фотографиями сотрудников; чтение худ. литературы: «Детям о профессиях»; «Бегемот, который боялся прививок», с/р игры: «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад»; д/и «Кому, что нужно для работы», разрезное лото «Профессии», рисунки «Любимые игрушки в детском саду».

Оборудование: коробка- посылка, мягкая игрушка ежонок, письмо, картинки с изображением повара и медсестры.

Ход занятия

Организационный момент

(Дети находят посылку и конверт)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришла посылка и письмо. На письме нарисован наш детский сад. Значит это точно нам посылка. Как вы думаете, откуда нам пришло письмо? Давайте откроем письмо и узнаем, что же там написано.

Текст письма: «Здравствуйте, ребята. Пишут вам зверята из леса. Нам очень грустно в лесу, потому что у нас нет такого детского сада. Мы узнали, что вы очень дружные и весёлые. Все звери в лесу тоже очень хотят дружить и никого не бояться. Мы посылаем к вам ежонка в посылке, чтобы вы рассказали ему про свой детский сад и как надо дружить. А потом присылайте его обратно!»

Основная часть

(Из коробки вынимается ежонок)

Воспитатель: Здравствуй ежонок! Ребята, расскажем ежонку про наш детский сад?

1.Вопросы к детям

Ребята, так что же такое детский сад?

Что вы делаете в детском саду?

Вам нравится ходить в детский сад?

2. Загадки

Воспитатель: Но, ведь детский сад - это не только «дом», но и взрослые, которые заботятся о вас, чтобы вам здесь было хорошо, весело. Отгадайте загадку про кого я говорю

Кто, когда придёте в садик,

по головке вас погладит?

С кем вы день свой проведёте,

если мама на работе?

Кто прочтёт стихи и сказки,

даст вам пластилин и краски,

рисовать, лепить научит,

ложки раздавать поручит? (воспитатели Наталия Анатольевна и Галина Ивановна )

С зорькой ясной, до темна

В нашем садике она.

Кто обед нам принесет

И посуду приберет? (няня Татьяна Анатольевна )

3. Дидактическая игра «Профессии»

Воспитатель: Ребята, ежонок говорит что у него есть еще картинки с загадкам , а так как он не ходит в детский садик , он никак не может разобраться, кто же нарисован на этих картинках. Мы поможем, ребятки? (Да)

- Всегда в халате белом,

В крахмальном колпаке.

Готовит детям кашу

На свежем молоке.

На противне котлеты

Купаются в жирке,

Рассольник ароматный

Кипит в большом бачке,

Шумит овощерезка –

Готовится салат.

И всё это, конечно,

Готовят для ребят! Кто это? (повар )

( показывается картинка с поваром )

Ежонок: Ребята, а скажите мне пожалуйста, что вам готовит повар в садике и чего вы больше всего любите кушать?

Воспитатель:

К аждый день она приходит,

Живот и горлышко нам смотрит.

Прививки ставит иногда,

Чтоб не болела детвора.

А разболелся вдруг живот, иль заболела голова

На помощь тут же к нам придёт,

В халате белом…( медсестра )

( показывается картинка с медсестрой )

Ежонок, ты расскажи своим друзьям кто изображен на картинках и чем они занимаются в детском саду.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы покажем ежонку чем мы занимаемся в детском саду.

4.Физкультминутка

Детский сад, детский сад, ( хлопки на каждое слово )

Он всегда детям рад. (развороты кистей в разные стороны )

Буду в садике играть,

И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются )

И игрушки за собой убирать. (рука двигается вправо-влево )

Буду бойко танцевать (приседание, танцевальные движения )

И лепить и рисовать, (имитировать лепку и рисование )

Буду песни каждый день напевать. (руки «замком» перед собой )

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем ежонку рисунки, на которых вы рисовали ваши любимые игрушки в детском саду. Сейчас каждый из вас расскажет про свою игрушку. (дети по очереди рассказывают)

Ежонок, мы с ребятами хотим подарить тебе эти рисунки, чтобы ты показал их своим друзьям.

Заключительная часть

Ежонок: Молодцы! Я много сегодня узнал от вас: что такое на самом деле детский сад , что там делают, как там весело и красиво. Отправьте скорее меня обратно в лес, я расскажу об этом своим друзьям. Пусть у нас у зверят тоже будет лесной детский садик. И тогда мы пригласим вас к нам в гости.

Воспитатель: Принимаем приглашение ежонка ? (Да )

А сейчас давайте упакуем посылку с ежонком и вашими рисунками и отправим ее обратно в лес. Нам осталось написать только адрес, но так как вы не умеете писать, пусть каждый из вас возьмет наклейку-елочку и наклеит её на посылку, для того, чтобы почтальон догадался что ее нужно отправить в лес.

Воспитатель:

Вопросы к детям.

Ребята, вам понравилось играть с ежонком?

А что больше всего понравилось?

Как вы думаете, мы смогли помочь зверятам?

О чем мы можем рассказать им в следующий раз?

Номинация: конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе.
Тема: «Интересные открытия»

Цель. Освоение способов и средств воображения на материале решения познавательных задач в игровой деятельности.

Задачи.

Образовательные. Продолжать учить детей выделять свойства и качества природных материалов (песок, глина).

Развивающие. Развивать умение рассуждать, обосновывать свои выводы по результатам экспериментирования.

Воспитательные. Воспитывать любознательность, познавательную активность.

Оборудование. Игрушка – дед Кузьма. Предметы из песка и глины, 2 подноса. Ложки по количеству детей, песок и глина, банки с песком и глиной, закрытые крышкой, в отверстие которой вставлена резиновая груша. Вода, емкости. Влажные салфетки.

Предварительная работа. Ознакомление детей с разными материалами, дидактические игры по знакомству с предметами из разных материалов.

Ход занятия.

К детям в гости из деревни приехал дед Кузьма и привез разные предметы (песочные часы, стеклянные вещи, глиняные игрушки, посуда…). Он предлагает им отправиться в мир удивительных открытий.

Дети подходят к столу, на котором на разных подносах находятся предметы, сделанные из песка и глины, рассматривают и называют их.

— Как вы думаете, почему эти предметы находятся на разных подносах?

— На одном предметы из глины, а на другом – из песка.

— Что такое песок?

— Для чего он нужен?

— Для чего нужна глина?

— Для чего добывают глину?

— Чтобы игрушки лепить, посуду…

Дети садятся вокруг стола, на котором оборудование для экспериментальной деятельности.

— Давайте возьмем ложкой песок, а потом глину и посмотрим, как они будут сыпаться.

Дети самостоятельно выполняют опыт. Педагог подводит их к выводу, что песок сыпется, значит, он сыпучий, а вот глина сыпется не очень хорошо.

— Что лучше сыпется?

— Почему песок сыпется лучше?

— Давайте рассмотрим песок через увеличительное стекло.

Дети рассматривают и обсуждают увиденное.

— Песок состоит из различных по цвету песчинок одинаковых по размеру.

— А теперь рассмотрим через увеличительное стекло другой природный материал – глину.

— Глина состоит из комочков и порошка. Порошок – это совсем маленькие частицы, которые прилипают друг к другу, поэтому глина сыпется хуже, чем песок. Давайте найдем схему из веселых человечков, на которой нарисован песок (глина).

Демонстрационный опыт. Показываю, что происходит с песком (глиной) в банке, когда на него воздействует воздушная струя из груши, закрепленной в отверстии в крышке банки.

Дети делают вывод: песок движется, глина – очень мало.

Физкультминутка «Куличи».

Дети выполняют движения по тексту.

Мы песочек разгребали,

В ямке глину набирали.

Приготовили, размяли,

Аккуратно раскатали.

Налепили куличей

Для себя и для гостей.

Дети садятся за столы и продолжают экспериментировать с песком глиной.

— Попробуйте воткнуть в песок палку.

— Как она вошла в песок?

— Попробуйте воткнуть палку в глину.

— Как она вошла в глину?

— Не очень легко.

— Как вы думаете, почему?

— Из-за комочков, их трудно разбить.

— Давайте нальем в песок воды.

— Куда она делась?

— Ушла в песок, впиталась. Она очень хорошо впитывается в песок.

— Теперь нальем воды в глину.

— Где вода?

— На поверхности глины.

— Как глина пропускает воду?

— Очень плохо, вода проходит через глину с трудом.

— Как вы думаете, почему?

— Потому что труднее промочить мелкие пылинки, плотно прилегающие друг к другу.

— Куда было легче посадить ветки: в сухой или мокрый песок?

— В сухой песок ветка вошла легко, но держится она лучше в мокром песке.

Тот же опыт проводят с сухой и мокрой глиной.

— В какую глину было легче посадить ветки: в сухую или в мокрую?

— В мокрую, туда ветка хорошо вошла.

— Мы сделали верные выводы! Сажать растения легче в сырую землю. Поэтому весной на даче или огороде важно успеть посадить все культуры в сырую землю, чтобы они быстрей взошли и дали хороший урожай.

— Предлагаю скатать из влажного песка шар.

— Какой шар получился: крепкий или нет?

— Шар ломается, он некрепкий.

— Что с ним будет, когда песок высохнет?

— Он рассыплется.

— Верно, песочный шар некрепкий.

Дети скатывают шар из влажной глины, пробуют его на прочность.

— Каким получился глиняный шар?

— Прочным, не ломается.

— Конечно, ведь глина – вязкий материал, его частицы очень крепко соединены между собой. Когда глиняное изделие высохнет, оно станет еще прочнее. А для особой прочности такие изделия сушат в специальных печах, а потом их расписывают. Недаром про глину существует поговорка: «Если встретишь на дороге, то увязнут сразу ноги».

— Вот и закончились наши открытия. Давайте вытрем руки влажными салфетками.

Дети благодарят деда Кузьму за новую, интересную информацию о знакомых природных материалах. Дед Кузьма дарит им карманные календари и прощается.

Номинация: занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»
Месторасположение: Белгородская область, город Старый Оскол

Дети пятого года жизни вступают в возраст активного исследования мира, и знакомить их с многообразием явлений и объектов вокруг - ответственное, чрезвычайно важное дело. Ведь задача воспитателя - не только дать детям знания и сформировать навыки, но и развить проявления любознательности, стремление к познанию и исследованию, присущие маленьким почемучкам.

Теоретические моменты ознакомления с окружающим в средней группе детского сада

Многие педагоги и психологи считают, что дети пятого года жизни - самые шумные непоседы и пытливые любознайки во всём детском саду. И этому есть объяснение: кризис 3 лет остался позади, первичная база знаний и умений накоплена, и наступает время, когда психическое развитие ребёнка совершает качественный скачок. 4–5 лет - возраст неугомонных почемучек, маленькому исследователю мира необходимо знать не только, что происходит вокруг, но и почему и зачем.

Если ребёнок 4–5 лет задаёт большое количество вопросов, это говорит о том, что он развивается нормально.

Если не поддерживать и не развивать в ребёнке этого возраста познавательную активность, она значительно снизится, что скажется негативно на дальнейшем овладении знаниями в детском саду и школе. Поэтому так важно правильно организовать работу по ознакомлению с окружающим миром именно в средней группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Четырёхлетки - маленькие почемучки, и взрослые обязаны доступно отвечать на их вопросы

Цели

Ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «Познавательное развитие». Основные цели этой области определены (согласно примерной образовательной программе «От рождения до школы») следующим образом:

  • развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • расширение опыта ориентировки в окружающем;
  • сенсорное развитие;
  • становление сознания;
  • ознакомление с природой и природными явлениями;
  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля и элементарных экологических представлений.

Экологическое воспитание детей пятого года жизни строится на познании связей между природными явлениями и объектами

Все эти цели становятся актуальными в средней группе. Стремительное развитие мыслительных процессов делает возможным усвоение информации, которая была сложна год назад.

Задачи

Значительно усложняются задачи, которые необходимо осуществить педагогу в этой образовательной области:

  • На первый план выходит не только усвоение новых знаний и выработка навыков, но и воспитание познавательной активности, желания узнавать новое.
  • Детей учат простейшему сравнительному анализу, умению группировать и систематизировать предметы по определённому признаку, производить сериации (выстраивать ряды из 5–7 предметов по убыванию или возрастанию общего признака).
  • Приобретает большое значение развитие пространственного ориентирования, то есть представлений о положении в пространстве предметов, их частей, а также обогащение словаря словами, которые обозначают положение предметов и деталей относительно друг друга.
  • Начинается работа по формированию умения устанавливать взаимосвязи между явлениями в общественной жизни и природе.
  • Даются первоначальные представления о малой родине, Отечестве, народе, общественных праздниках, традициях.
  • Представления детей о значимых явлениях и сторонах жизни человека (семья, жильё, профессии) углубляются, расширяются и совершенствуются.

Любовь к Отечеству начинается с любви к своей маленькой родине, городу или селу

Приёмы, используемые во время занятий

Методические приёмы по ознакомлению с окружающим миром делятся на 3 основные группы:

  1. Словесные:
    • беседа;
    • рассказ;
    • пояснение;
    • чтение художественных произведений.
  2. Наглядные:
    • демонстрация картин, слайдов, макетов, муляжей;
    • рассматривание натуральных объектов (природного материала, предметов);
    • наблюдение, экскурсия (эти виды деятельности в средней группе можно вынести на прогулку, посвятив её почти целиком теме занятия).
  3. Практические (опыты, упражнения, действия с предметами).

Стимулировать ребёнка к моделированию ситуаций из жизни призвана богатая развивающая среда в группе

Набирают популярность комментированное рисование и моделирование, позволяющие детям увидеть то, о чём идёт речь, в упрощённой и понятной форме, но с сохранением ключевых признаков изучаемого объекта или явления. И моделирование, и комментированное рисование в средней группе поначалу проводит воспитатель. Он выступает в роли волшебника, который «оживляет» картину мира, заставляет двигаться, преобразовывает объекты, предметы. Оба приёма сродни мультипликации, когда изображения появляются на бумаге или экране постепенно, связанные сюжетом, развиваются, имеют логическое завершение. Поэтому они так нравятся детям.

Замечательно, если просмотрев несколько раз, как педагог моделирует ситуацию или явление, дети сами захотят его повторить. Например, отобразить путешествие капельки воды из облачка на землю в виде дождя, рост цветов, которые напоил дождь. Простое выкладывание картинок на панно даст малышам гораздо больше, чем рассматривание иллюстраций или схем. Ведь, занимаясь моделированием, они создают картину мира сами.

Среди практических приёмов важное место занимают игровые. Это и дидактические игры, и элементы ряжения, театрализации, сюжетной игры (дети представляют себя работниками разных профессий, имитируют поведение лесных и домашних зверей, передают настроение осенней берёзки, весеннего ручейка и даже самолёта, летящего в небе). Поскольку воспитатель четырёхлеток имеет дело с фантазёрами, которые любят всё необычное, то игры для ребят средней группы должны не только закреплять уже изученное, но и подталкивать к новым открытиям.

Например, вместо игры «Кто что ест» на закрепление знаний о питании лесных обитателей можно провести игру «Приготовим мороженое для зверят», в которой зайчика угостят морковным, белочку - грибным, а мишку - медовым мороженым. Прекрасным завершением такого креативного варианта игры будет предложение нарисовать придуманные лакомства для зверят.

Игровые приёмы - одни из самых любимых у дошкольников

Большое значение в образовательной работе приобретают упражнения и приёмы, стимулирующие логическое мышление дошкольников, память, внимание:

  • Пояснение взаимосвязей между явлениями и живыми объектами в природе (с выпадением снега заяц меняет шубку с серой на белую, чтобы его не заметили на снегу хищники), между деятельностью людей и её результатом в социуме (швея шьёт одежду, чтобы людям было тепло, уютно, а пекарь печёт хлеб, чтобы все были сыты, в том числе и швея).
  • Обсуждения прошлого и будущего, воображаемые «путешествия во времени», которые показывают детям, кем были их родители в детстве и кем станут они сами, когда вырастут.
  • Приём «от противного», то есть: «Что было бы, если бы не стало деревьев, птиц, хлеба, воды, домов и т. д.». Особенно эффективен он для воспитания экологической культуры, умения ценить жизнь на Земле, результаты человеческого труда.
  • Построение экологических цепочек. На пятом году жизни детям доступно осмысленное построение «цепи» из 3–4 звеньев: «Дождь поливает землю, из земли растёт трава, корова ест траву и даёт нам полезное молоко». Разумеется, такие упражнения должны проводиться с опорой на наглядность (схему, набор предметных картинок).
  • Сопоставление, обнаружение сходств и различий между предметами, объектами и явлениями природы («большое - маленькое, тёплое - холодное, мягкое - твёрдое» в начале года, «вредное - полезное, опасное - безопасное» в конце).
  • Способность четырёхлеток

Ульяна Тарасова
Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Домашние животные»

Тема: «Домашние животные»

Задачи:

Познакомить детей с такими понятиями как «домашние животные» и их «детеныши».

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы

Учить детей правильно называть

Способствовать формированию любознательности у детей;

Необходимые материалы: волшебный мешочек красного цвета с свернутыми листочками- загадками о животных; картинки с изображением домашних животных и их детенышей; дидактическая игра «Помоги найти детеныша»; наклейки с животными.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Садитесь, пожалуйста, на стульчики вокруг стола.

Дети и воспитатель садятся вокруг стола.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, вы любите сюрпризы?

Дети: Да.

Воспитатель: А кто же их не любит, правда?

И я ребята, как и вы, люблю сюрпризы. Тогда, предлагаю вам закрыть глазки. Когда я сосчитаю до 5, вы можете их открыть. Только не подглядывать.

Воспитатель: Один, два, три, четыре, пять! Открываем дружно глазки!

Дети открывают глазки и видят в руках воспитателя волшебный мешочек.

Воспитатель: Что у меня в руках, ребята?

Дети: Это же мешочек!

Воспитатель: Верно. Но это не простой мешочек, а волшебный.

Ребята, вы уже сказали, что любите сюрпризы. Хотите сюрприз?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот как! Здорово! Что же, тогда могу вас порадовать. Если вы справитесь сегодня с заданиями, то вас ждет сюрприз. Согласны потрудиться?

Дети: Да.

Воспитатель: Замечательно. Тогда приготовьтесь узнать, о чем мы сегодня все вместе будем говорить. В этом нам поможет волшебный мешочек, в котором спрятались хитрые листочки с загадками! Мои юные друзья, вы любите разгадывать загадки?

Дети: Конечно!

Воспитатель: Хорошо. Готовы открывать наш волшебный мешочек?

Тогда приготовьте свои ушки на макушке.

Воспитатель предлагает каждому ребенку вытащить свернутые листочки с загадками. Затем педагог таинственно раскрывает свернутый листочек и читает детям загадки. Дети хором отгадывают их.

Загадка 1.

Человеку помогает,

Молоко ему дает.

Есть рога, но не бодает.

Целый день жует траву.

Загадка 2.

Кто в степи так быстро мчится?

Звонко цокают копытца,

Скачет весело, игриво.

Вьется хвост, и вьется грива.

Загадка 3.

Любит в луже полежать.

Может хрюкать и визжать.

А еще на спинке

У нее – щетинки.

Загадка 4

Вместо платья и рубашки

У нее кругом кудряшки.

Можно кудри подстригать

И потом носки вязать.

Загадка 5.

Молока даёт немножко

Есть копыта, и есть рожки.

Если пустишь в огород

Вся капуста пропадет.

Загадка 6.

Куд-куда, куд-куда!

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

(курица и цыплята)

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Хорошо вы умеете отгадывать загадки.

Педагог показывает картинку с домашними животными и их детенышами.

Воспитатель: Посмотрите на картинку. Кого вы видите?

Дети: Животных.

Воспитатель: Правильно. Вот сегодня мы поговорим о домашних животных и их детенышах.

Воспитатель: Давайте назовем этих животных на картинке. Где они живут? Что дают эти животные человеку?

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы. Вы на все вопросы ответили правильно. И так, мои юные друзья, эти животные, которых мы назвали с вами, называются «домашними». Человек строит для них жилье, кормит и ухаживает за ними. А животные приносят пользу человеку: дают человеку молоко, масло, творог, яйца, пух и многое другое.

Физкультминутка «Бычок»

Воспитатель:

Давайте превратимся в бычков.

Идёт бычок качается

Вздыхая на ходу

Ой доска кончается

Сейчас я упаду!

Воспитатель: И так, ребята, все помнят про сюрприз, который я вам обещала?

Дети: Да.

Воспитатель: Замечательно. Мы уже хорошо справились с некоторыми заданиями. И осталось преодолеть последнее задание

Все готовы продолжать? Все хотят узнать, какой сюрприз вас ждет?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо. И так, посмотрите на картинку. Что вы видите?

Дети: Животных и их детенышей.

Воспитатель: Верно. Послушайте одну историю. В один прекрасный летний день, ребята, мамы с детенышами гуляли. Но во время прогулки, детеныши отстали от мамы и заблудились. А их мамы никак не могут их найти. Грустная история, ребята?

Дети: Да, грустная история.

Воспитатель: Согласна с вами. Но мы, мои юные друзья, можем изменить грустный конец истории на счастливый. Давайте поможем животным найти их детенышей?

Дети: Да!

Дети внимательно рассматривают картинку и под руководством воспитателя выполняют задание «Соедини стрелками животное и его детеныша» и учатся правильно называть животных и их детенышей.

Ответы детей:

Курица – цыпленок

Корова – теленок

Свинья – поросенок

Лошадь – жеребенок

Овца – ягненок

Коза – козленок

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями.

Воспитатель: Давайте еще раз повторим. О ком мы с вами сегодня говорили, ребята? Какую пользу приносят эти животные человеку?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы помогли животным найти их детенышей, и поэтому животные и их детеныши вместе со мной хотим поблагодарить вас за помощь и за старание в выполнении заданий!

Воспитатель вручает каждому ребенку наклейки с изображением животных. Дети благодарят за подарок.

Воспитатель: Занятие наше закончилось. Давайте похлопаем в ладошки и скажем друг другу «Молодцы!».

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Домашние животные зимой» Тема: Домашние животные зимой. Цель: Закрепить представления о домашних животных. Задачи: Образовательные -Обогащать словарь по теме,.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №74»

План – программа по ознакомлению с окружающим миром

средняя группа

на 2017-2018 учебный год.

Воспитатели: Грачева Н.В.

г. Березники

2017г.

СЕНТЯБРЬ

ООД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема: Целевая прогулка « Что такое улица».

Программное содержание: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.

Литература:

1. Целевая прогулка к пешеходному переходу.

2.Отгадывание загадок о транспорте.

1. Рассматривание фотографий с видами города.

2. Рассматривание альбома «Березники».

1. Фотографии с видами города.

2. Альбом «Березники».

3 неделя

Тема: «Что нам осень принесла?»

Программное содержание

1.Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов.

Литература: О.А.Соломенникова «Занятия по ФЭЭП», с.28

1. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка».

2.Рисование и лепка овощей и фруктов.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов.

2. Игры с муляжами овощей и фруктов.

1. Иллюстраций с изображением овощей и фруктов.

2. Муляжи овощей и фруктов.

СЕНТЯБРЬ

ООД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

4 неделя

Тема. « Д/с наш так хорош – лучше саде не найдешь».

Программное содержание: Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Литер. О.В.

Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1. Заучивание стихов о детском саде (индивидуально).

2.Экскурсии в кабинеты работников детского сада.

1.Рассматривание картинок с изображением жизни детского сада.

2.Рассматривание фотографий сотрудников детского сада на рабочих местах.

3.Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

1. Картинки с изображением жизни детского сада.

2. Фотографии сотрудников детского сада на рабочих местах.

3.Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»

ОКТЯБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Дом для Кисточки».

Программное содержание: дать детям представление о лесе как экосистеме, показать взаимосвязь животных организмов в природе.

Литер. См. разработки.

1. Беседа «Где живут белки?».

2.Д/и «Чьи вы детки?»

3.Д/и «Дикие животные»

1. Д/и «Угадай, кто это?»

2.Рассматривание альбома «Дома диких животных».

1. Д/и «Чьи вы детки?»

2.Д/и «Дикие животные»

3. Д/и «Угадай, кто это?»

4. Альбом «Дома диких животных».

3 неделя

Тема. «Путешествие в прошлое кресла».

Программное содержание: Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло); Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма).

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Беседа «История кресла»

2.Чтение сказки «Три медведя».

3. Отгадывание загадок про мебель.

1.Рассматривание альбома «Мебель»

2. Д/и «Что лишнее?»

1. Альбом «Мебель»

2. Д/и «Что лишнее?»

ОКТЯБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

4 неделя

Тема. « Поможем Незнайке вылепить посуду».

Программное содержание: Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умение лепить из глины.

Литер. О.А.

1.Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

2. Опыты с сырым и сухим песком.

1.Рассматривание альбома «Посуда»

2. Рассматривание дымковских и филимоновских игрушек.

1.Альбом «Посуда»

2.Пластилин

НОЯБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

1 неделя

Тема. «Чудесный мешочек» - рассматривание фруктов и овощей.

Программное содержание: познакомить с названиями фруктов, учить описывать фрукты, развивать логическое мышление, развивать потребность создавать что – то своими руками; закреплять знания цветов; воспитывать самостоятельность, желание доставить радость персонажу.

Литер. См. разработки.

1. Чтение стихотворений об овощах и фруктах.

2. Отгадывание загадок об овощах и фруктах.

3. Д/и «В саду, в поле, в огороде»

3.Д/и «Назови одним словом»

1.Рассматривание натуральных овощей.

2.Рассматривание альбомов «Овощи», «Фрукты».

1. Д/и «В саду, в поле, в огороде»

2. Д/и «Назови одним словом»

3. Альбома «Овощи»

4.Внести натуральные фрукты.

4 неделя

Тема. «Расскажи о любимых предметах».

Программное содержание: Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы, проговаривая их название, детали, функции, материал.

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Д/и «Опиши предмет»

2.Отгадывание загадок об игрушках.

3.Чтение стихотворений А.Барто «Игрушки»

1. Рассматривание игрушек.

2. Рассматривание альбома «Игрушки»

1. Внести альбом «Игрушки»

2.Поместить в уголок книги иллюстрированную книги стихов А. Барто «Игрушки»

НОЯБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

5 неделя

Тема. «Моя мама - замечательный врач».

Программное содержание: Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательноеотношение к ним.

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1. Индивидуальные и групповые беседы с детьми о профессии их родителей.

2.Чтение стихотворений о различных профессиях.

3.Отгадывание загадок о профессиях.

4.Развивающее лото «Кем быть»

1.Сюжетно-ролевая игра «Больница»

2.Рассматривание альбома «Профессии»

1. Развивающее лото «Кем быть»

2. Альбом «Профессии»

3.Внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница»

ДЕКАБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Путешествие в прошлое одежды».

Программное содержание: Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды)

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Беседа «История одежды»

2.Д/и «Расскажи, какая одежда».

3. Отгадывание загадок про одежду.

1.Рассматривание альбома «Одежда»

2. Д/и «Что лишнее?»

1. Альбом «Одежда»

2. Д/и «Что лишнее?»

3 неделя

Тема: « Стайка снегирей на ветках рябин»

Программное содержание

1.Расширять представления детей о многообразии птиц.

2.Учить выделять характерные особенности снегиря.

3.Развивать любознательность.

4.Воспитывать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Литература: О.А.Соломенникова «Занятия по ФЭЭП»,с48

1. Наблюдение за птицами.

2. Кормление птиц.

3.П/и «Воробушки и автомобиль»

1. Рассматривание альбома «Птицы».

2.Рисование и лепка птичек.

1. Альбом «Птицы».

ЯНВАРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

3 неделя

Тема. «Петрушка идет трудиться».

Программное содержание: Учить группировать предметы по назначению (удовлетворение потребности в трудовых действиях); воспитывать желание помогать взрослым.

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Рассказ воспитателя о том, какие есть орудия труда и для чего они нужны.

1.Рассматривание альбома «Орудия труда»

1. Альбома «Орудия труда»

ФЕВРАЛЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Для чего нужны эти вещи»

Программное содержание: Формировать представление детей о предметах, облегчающих труд людей; научить правильно произносить названия инструментов, их частей, действий с ними; осуществлять классификацию инструментов. Воспитывать положительное отношение к труду взрослых и бережное отношение к вещам.

Литер. См. разработки.

1.Загадывание загадок об инструментах.

2. Беседа о профессии плотника.

1.Рассматривание инструментов с объяснением их назначения.

2.Рассматривание иллюстраций с изображением различных инструментов.

1.Внести различные инструменты.

2.Иллюстрации с изображением различных инструментов.

3 неделя

Тема. «Секреты здоровья»

Программное содержание: учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, носовой платок и навыках их использования; воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Литер. См. разработки.

1. Беседы о здоровье.

2.Чтение стихотворений о видах спорта и спортивном инвентаре.

3. Д/и «Полезно – вредно».

1.Рассматривание спортивного инвентаря.

2.Рассматривание альбомов «Зимние виды спорта».

1. Внести спортивный инвентарь.

2. Альбомы «Зимние виды спорта».

4 неделя

Тема. «Защитники Отечества».

Программное содержание: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества ; обогащать словарный запас с помощью новых существительных и прилагательных: парашютист, танкист, лётчик; воспитывать чувство гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых воинов, любовь к Родине, к родным людям, воспитывать доброту, умение дружить.

Литер. См.разработки

1.Заучивание физ.минутки «Чтобы сильным стать и ловким».

2 Отгадывание загадок о военной технике.

3.С/р игра «Пограничники»

1.Рассматривание альбома с представителями различных родов войск.

2.Рассматривание иллюстраций, картинок с военными профессиях.

1.Альбом с представителями различных родов войск.

2.Иллюстраций, картинок с военными профессиях.

5 неделя

Тема. «Мои друзья».

Программное содержание: Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Разучивание пословиц, поговорок о дружбе,

2.Чтение сказок и рассказов о дружбе, друге.

3.Игра «Комплименты»

1. Рисование на тему «Мой любимый друг».

1. Аудио запись песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».

МАРТ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Наша Масленица».

Программное содержание: Знакомить детей с историей, традициями русского народа, с русскими народными играми.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Продолжать обогащать словарный запас (Масленица, скоморох, забавы и т.д.).

Литер. См. разработки.

1.Чтение русского народного фольклора (пословицы, скороговорки, потешки, заклички).

2. Народные игра «Воротца».

3. Прослушивание русских народных песен.

1.Рассматривание иллюстрации Масленицы.

2.Рассматривание альбома «Русские народные костюмы».

1. Иллюстрация Масленицы

2. Альбом «Русские народные костюмы».

3 неделя

Тема. «Мой город».

Программное содержание: Продолжить закреплять название родного города (поселка), знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свой город (поселок)

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Рассматривание альбома «Березники, мои Березники…»

1.Закрепить название родного города, знание домашнего адреса.

2.Развивать внимание, память.

3.воспитывать у детей чувство любви к своему городу.

1. Альбом «Березники, мои Березники…»

2. Открытки с видами города Березники.

4 неделя

Тема. «Перелетные птицы».

Программное содержание: Расширить представление детей о птицах, их образе жизни и внешнем виде, продолжать дифференцировать понятия «зимующие» - «перелётные» птицы.

Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Расширять и активизировать словарь по теме.

Литер. См. разработки.

1. Наблюдение за птицами.

2.Отгадывание загадок о птицах.

1. Рассматривание альбома «Птицы»

2. Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц.

1. Альбом «Птицы».

2. Иллюстраций с изображением перелетных птиц.

АПРЕЛЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Космос».

Программное содержание: Обобщение представлений детей о космосе, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики, дать первоначальные сведения о планетах солнечной системы. Активизировать словарь детей словами: космос, планета, космонавт.

Литер. См. разработки.

1.Беседа о космосе.

2.Отгадывание загадок о космосе.

3.Подвижная игра «Космонавты»

1.Рассматривание планет солнечной системы.

2.Рисование звездного неба.

1.Игрушки планеты солнечной системы.

3 неделя

Тема: В гости к хозяйке луга

Программное содержание

1.Расширять представления детей о разнообразии насекомых.

2.Закреплять знания о строении насекомых.

3.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

4.Развивать умение отгадывать загадки о насекомых.

Литература: О.А.Соломенникова «Занятия по ФЭЭП»,с.59

1. Рассматривание альбома «Насекомые», «Безопасность в природе».

1. Альбом «Насекомые», «Безопасность в природе».

4 неделя

Тема. «Экологическая тропа весной».

Программное содержание: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природе.

Литер. О.А.

Соломенникова «Ознакомление с природой в д/с»,

1. Отгадывание загадок о временах года.

2.Повторенте стихотворений о весне.

3. Работа с календарём природы.

1.Рассматривание альбомов «Весна», «Деревья».

1.Альбом «Весна», «Деревья».

2. Д/и «Времена года»

МАЙ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

1 неделя

Тема. «Животные жарких стран».

Программное содержание: Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях, названий детенышей.

Повторение схемы составления рассказа-описания животного.

Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам.

Развитие связной речи, мелкой моторики, внимания.

Воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран.

Литер. См. разработки.

1. Беседа о животных жарких стран.

2.Д/и «Чьи вы детки?»

3.Д/и «Животные жарких стран»

1. Д/и «Угадай, кто это?»

2.Рассматривание альбома «Животные жарких стран».

1. Д/и «Чьи вы детки?»

2.Д/и «Животные жарких стран»

3. Д/и «Угадай, кто это?»

4. Альбом «Животные жарких стран».

3 неделя

Тема. «В стране насекомых».

Программное содержание: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения; развитие внимания. Действовать по алгоритму с опорой на схему. Действовать по словесной инструкции;
воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Литер. См. разработки.

1. Отгадывание загадок о насекомых.

2.Рассматривание насекомых на прогулке.

1. Рассматривание альбома «Насекомые».

2.Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.

1. Альбом «Насекомые».

2. Иллюстраций с изображением насекомых.

МАЙ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

4 неделя

Тема. «Путешествие в лес».

Программное содержание: расширять представления детей о лесе; воспитывать любовь к родному краю, животным леса; обогащать и активизировать словарный запас детей; формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого; формировать привычку здорового образа жизни;

Литер. См. разработки.

1. Беседа о диких животных.

2.Отгадывание загадок о диких животных, о здоровом образе жизни.

3.П/и «Зайцы и волк».

1. Д/и «Узнай, кто это?»

2.Д/и «Где чей домик?»

3.Рассматривание альбома «Дикие животные».

1. Д/и «Узнай, кто это?»

2.Д/и «Где чей домик?»

3. Альбом «Дикие животные».

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – М. Мозаика-Синтез, 2006.

2. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». (Средняя группа). М.: Мозайка-Синтез, 2014. – 80 с.

3. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Конспекты занятий. – М.: Мозайка-Синтез, 2009. – 80 с.