Тест на определение типа интеллекта по гарднеру. Теория множественных интеллектов ховарда гарднера. тип - Экзистенциальный

Однажды, вступая во взрослую жизнь, мы встаём перед одним и самых сложных выборов в пользу будущей профессии или призвания. Мы делаем этот выбор, основываясь на своих предпочтениях и желаниях, по указке других людей или за компанию, часто не задумываясь об ответственности, которая на нас лежит. Немногие задаются вопросом: Насколько мой выбор отвечает моим истинным потребностям? Как я могу быть уверенным, что не ошибаюсь? И существуют ли методы, которые бы помогли мне в выборе подходящей профессии? В начале двадцатого века эти вопросы стояли наиболее остро, и, вполне естественно, что это послужило толчком к созданию психологами всевозможных тестов на профориентацию. В 1983 году, психолог Говард Гарднер опубликовал в своей книге «Умонастроения» разработанную им теорию множественного интеллекта, которая делит людей на семь типов по их предпочтительному способу познания. С помощью теории множественного интеллекта любой человек может определить, к какому интеллектуальному типу он относятся, какой стиль обучения ему подходит и к какой профессии ему следует присмотреться. Итак, давайте рассмотрим теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера подробнее.

Объявление:


Говард Гарднер родился в небольшом американском городке Скрэнтон, Пенсильвания, в немецко-еврейской семье иммигрантов. В 1961 году он поступил в Гарвард, где познакомился со своим наставником Эриком Эриксоном. Позднее, под влиянием своих коллег он согласился стать соучредителем «Project Zero» - «проекта по Человеческому Потенциалу», в дальнейшем, ставшего платформой для создания его новой теории. Примечательно, что после публикации его книги, теория множественного интеллекта довольно быстро была признана как классическая модель для понимания аспектов человеческого интеллекта, стилей обучения, личности и поведения в процессе обучения и работы. Столь быстрое признание теории сообществами учителей и тренеров можно было объяснить возросшей необходимостью в подобной теории для образовательных учреждений и коммерческих предприятий. Ныне адъютант – профессор Гарвардского университета, старший директор гарвардского «Проекта Зеро», обладатель множества почетных степеней и автор нескольких книг о человеческом разуме, Говард Гарднер продолжает работать над развитием своей теории и обдумывать вопрос о добавлении дополнительных типов интеллекта. Об этом чуть ниже, а пока, предлагаю ознакомиться с теорией Гарднера в её оригинальной версии.

Множественный интеллект Говарда Гарднера
Тип интеллекта Описание Типичная роль Легко даётся
Лингвистический Слова и язык, письмо и разговор, запоминание, интерпретация и объяснение идей и информации через язык, понимание отношений между сообщением и значением Писатели, юристы, журналисты, ораторы, тренеры, копирайтеры, учителя русского языка, поэты, редакторы, лингвисты, переводчики, теле- и радио ведущие, закадровые артисты Написание набора инструкций, разговор по существу, редактирование текстовой информации, написание речи, рассказ о событии, применение положительного или отрицательного «ключа» к истории
Логико-Математический Логическое мышление, обнаружение узоров, научные рассуждения и дедукция, анализ проблемы, выполнение математических вычислений, понимание связи между причиной и следствием в направлении материального исхода или результата Учёные, инженеры, компьютерные специалисты, бухгалтера, статистики, исследователи, аналитики, трейдеры, банкиры, букмекеры, страховые брокеры, посредники, специалисты по решению проблем и заключению договоров, директора Выполнение расчётов в уме, создание процесса для измерения чего-то сложного, анализ работы машины, создание процесса, разработка стратегии для достижения цели, оценка стоимости бизнеса
Музыкальный Музыкальные способности, осознание, понимание и использование звука, распознание тона и ритмы, понимание отношений между музыкой и чувстами Музыканты, певцы, композиторы, ди-джеи, музыкальные продюсеры, акустические инженеры, артисты, тамада, дизайнеры окружения и специалисты по звуковому сопровождению, голосовые тренеры Исполнение музыкальных произведений, пение песен, обзор музыкальных произведений, тренера игры на музыкальных инструментах, настройщики
Телесно-Кинестетический Контроль движения тела, ловкость рук и равновесие, координация тела в пространстве Танцоры, актёры, спортсмены, водители, солдаты, пожарные, рыбаки, водители, ремесленники, садовники, повара, целители, авантюристы Жонглирование, демонстрация спортивной техники, создание пантомим, бросание «блинчиков», запуск воздушной змеи, оценка эргономики рабочего места
Пространственно-Визуальный Визуальное и пространственное восприятие, интерпретация и создание визуальных образов, живописные фантазии и выражение, понимание отношений между изображением и смыслом, между пространством и эффектом Художники, дизайнеры, карикатуристы, архитекторы, фотографы, скульпторы, градостроители, изобретатели, инженеры, имиджмейкеры Дизайн костюма, интерпретация картин, создание макета комнаты, создание корпоративного логотипа, проектирование здания, упаковка чемодана или багажника автомобиля
Межличностный Восприятие чувств людей, способность к отношениям с другими людьми, интерпретация поведения и общения, понимание отношений между людьми и их положения Терапевты, посредники, консультанты, политики, эжекторы, менеджеры по продажам, психологи, учителя, врачи, целители, организаторы, воспитатели, рекламные специалисты, тренера и наставники Выявление настроения по мимике, демонстрация чувств через язык тела, влияние на чувства других людей, наставничество или консультация
Внутри-личностный Самосознание, знание самого себя, внутренняя объективность, способность к пониманию себя и своих взаимоотношений с другими людьми и миром Возможно: философы, авторы литературы по самопознанию и развитию, любая другая профессия Высокий уровень самосознания и способность к включению в процесс изменения мыслей, убеждений и поведения в отношении к ситуации, другим людям и своим целям

Как вы уже поняли, теория множественного интеллекта предоставляет нам возможность не только определиться с выбором профессии, но и получить представление о предпочтительном способе обучения новым вещам. Дело в том, что у каждого интеллектуального типа преобладает свой способ познания, с помощью которого он лучше усваивает информацию из внешнего мира. Так, для лингвистического интеллекта это слова и язык, для логико–математического - числа, а для музыкального, соответственно, музыка. Из таблицы, которая будет приведена далее, вы узнаете, какой способ познания предпочтителен для каждого из интеллектуальных типов.

Следует иметь в виду, что деление человеческого интеллекта на перечисленные семь интеллектов, весьма условно. Неизвестно, найдёте ли вы среди своих знакомых и друзей представителей чисто лингвистического, музыкального или пространственно-визуального типа, скорей всего это будет смешанный тип, с преобладанием какого-то одного. Возможно, вы встретите таких людей, которых будет сложно отнести к какому-то определённому типу, из-за присутствия у них черт и признаков, относящихся к разным интеллектуальным типам. Возможно даже, что вы обнаружите новый интеллектуальный тип, о котором не знали ранее - всё-таки люди разные. Вообще, после написания своей теории, Гарднер не раз задумывался о добавлении к теории множественного интеллекта дополнительных типов интеллекта, однако, из-за трудностей в адекватном определении этих типов, предпочёл остановиться на первоначальной версии своей теории, и считает её вполне достаточно. В качестве же возможного дополнения к своей теории, Говард Гарднер видел такие типы интеллекта как: натуралистический, духовный, и моральный.

Возможные дополнительные типы интеллекта:

Теория множественного интеллекта позволяет определить, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, какой способ познания подходит для вас больше всего, и какая профессия вам ближе. Правда, узнать свой тип интеллекта по таблице будет затруднительно, для этого желательно прохождение специального теста. Сделать же предположение о том, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, вы можете прямо сейчас, вам просто нужно присмотреться к своим любимым делам, своему поведению, словам, которые используете и способу решения встающих перед вами проблем. Ещё раз взгляните на таблицу интеллектуальных типов Гарднера, и обратите внимание на список занятий, свойственных для каждого из интеллектуальных типов. Какой интеллектуальный тип содержит наибольшее количество пунктов привычной для вас деятельности? К такому типу, вероятно, вы и относитесь. Вообще, если вы хорошо знаете себя, то без особых усилий сможете сделать некоторые выводы, относительно своей принадлежности к тому или иному типу интеллекта.

Принципы теории множественного интеллекта.

Для лучшего понимания теории Гарднера, следует определиться с её ключевыми моментами, принципами, на которых держится эта теория. Вот некоторые, наиболее важные, на мой взгляд, принципы теории множественного интеллекта:

  • Теория множественного интеллекта описывает природу и механизм работы нашего разума, это то, как мы воспринимаем информацию из внешнего мира и как мы учимся новым вещам.
  • Человек может быть силён в нескольких, в большинстве случаев в трёх типах интеллекта.
  • Интеллект представляет собой смесь из нескольких способностей, ни один человек не может обладать всеми способностями одновременно, нет ни одного другого человека, который бы обладал тем же набором способностей, которым обладает вы.
  • Тип интеллекта указывает не только на возможности, которыми обладает человек, но и на способ или метод, которым он предпочитает учиться и развивать свои сильные стороны.
  • Умственный и эмоциональный настрой оказывает существенное влияние на эффективность обучения.
  • Используя свои сильные стороны, а именно предпочтительный способ познания, мы можем увеличить эффективность обучения.
  • Развитие сильных сторон упрощает дальнейший процесс развития тех черт личности, которые человек считает недостаточно сильными.
  • К какому бы интеллектуальному типу вы ни относились, он не указывает на то, каким является человек в эмоциональном отношении.
  • Принадлежность к определённому интеллектуальному типу не указывает на моральные принципы, которых придерживается человек, и не делает его плохим или хорошим.
  • Неспособность ученика получать хорошие отметки в большей степени обоснована недостатками системы образования, нежели отсутствием у него задатков высокого интеллекта.
  • Прохождение теста на уровень интеллекта более не может служить достоверной оценкой истинных знаний и способностей ученика, каждый из нас умён по-своему.
  • Человек, получающий плохие отметки в школе, имеет равные шансы на достижение успеха в жизни, как и отличник, всё зависит от того, использует ли он свои способности.
  • Выдающиеся способности в одном из интеллектуальных типов, могут говорить о менее развитых способностях в других типах интеллекта.
  • Трудно научить человека новым знаниям исходя из узкого определения интеллекта и выбирая произвольную программу обучения.

Теорию множественного интеллекта нельзя назвать универсальным средством для описания познавательных способностей человека, также нельзя считать её завершённой теорией, поскольку до сих пор ведутся споры о возможности добавления в неё новых типов интеллекта. Тем не менее, опираясь на теорию Гарднера, вы можете определить, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, а также какие инструменты и план развития или обучения вам подойдут больше всего. Успехов вам и всего наилучшего!

Расскажу-ка я вам про Ховарда Гарднера (Howard Gardner) и его теорию множественных интеллектов.

В 1983 году в США вышла книга Ховарда Гарднера «Структура разума» (Howard Gardner, Frames of Mind) в которой автор утверждал, что не существует единого интеллекта, так называемого general intelligence или «g», измеряемого известным IQ-тестом. Как раз наоборот, существуют множественные интеллекты, которые независимы друг от друга и не могут измеряться стандартными тестами. В книге он выделил 7 видов интеллекта, к которым впоследствии добавил ещё два: лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, телесно - кинестетический, музыкальный, натуралистический, межличностный, интраперсональный и экзистенциальный интеллекты. Все виды интеллектов равноценны, каждый представляет собой особый способ взаимодействия с окружающей действительностью, и оценивание одних интеллектов выше, чем других - это исключительно культурная традиция.

Наше западное общество высоко ценит лингвистический, логико-математический и интраперсональный интеллекты. Ребёнок, который хорошо говорит и пишет, и/или отлично разбирается в математике, и/или является лидером в классе(школе), скорее всего не будет иметь проблем с учёбой и будет считаться успешным.

А вот в других культурах ценятся другие виды интеллекта. Так, например, в Нигерии в племенах Ананг способность хорошо петь (музыкальный интеллект) и танцевать (телесно-кинестетический) приведут вас к вершине социальной лестницы быстрее, чем умение логически мыслить или хорошо говорить. У северных народов (Чукчи, Эскимосы, Инуиты) визуально-пространственный вид интеллекта всегда ценился очень высоко. Люди с таким интеллектом обладали способностью замечать малейшие изменения в цвете и структуре снега, что помогало не оказаться на отколовшейся льдине или приготовиться загодя к снежной буре.

Психологическое сообщество приняло книгу без особого энтузиазма, зато она была очень позитивно воспринята многими профессионалами от образования. Некоторые школы в США даже стали пересматривать свои программы, чтобы подстраиваться под различные виды интеллекта. К сожалению, реальность такова, что если трудно учить ориентируясь на один-два типа интеллекта, то как учить ориентируясь на девять?

Родителям, обучающим своих детей дома, конечно легче. Зная о различных видах интеллекта, можно подобрать такой подход к обучению, который лучше всего подойдет именно вашему ребенку. К тому же, при обучении дома не стоит задачи научить всех одному и тому же, и вы сможете сосредотачивать своё внимание на сильных интеллектах вашего ребёнка, вместо того, чтобы убиваться по поводу его слабых сторон.

О том, как родители могут использовать свои знания о множественных интеллектах в практике обучения своих детей, я расскажу позже отдельным постом.

А теперь таблица отсюда .

Вид интеллекта

Описание

Лингвистический

(word smart)

Способность оперировать словами как устно (например, как это делает рассказчик, оратор, политик), так и письменно (поэт, писатель, драматург, журналист, редактор). Сложившаяся педагогическая практика сегодня апеллирует к развитию этого вида интеллекта наиболее интенсивно. В школе мы слушаем, пишем, читаем и говорим.

Логико-математический

(number smart)

Способность оперировать числами (математик, бухгалтер, статистик) и мыслить рационально (ученый, компьютерный программист, логик). Этот тип интеллекта также активно задействован в школьных программах.

Визуально - пространственный

(picture smart)

Талант воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию (охотник, скаут, гид) , а также трансформировать пространство (архитектор, художник, изобретатель, дизайнер интерьеров). Человек, у которого развит этот тип интеллекта, восприимчив к цвету, форме, линиям, и отношениям между объектами в пространстве. Он может графически выражать свои идеи.

Телесно - кинестетический

(body smart)

Умение использовать тело для самовыражения, передавать эмоции и чувства движениями (атлет, танцор, актер), использовать руки для трансформации разнообразных вещей (ремесленник, скульптор, механик, хирург).

Музыкальный

(music smart)

Речь идет о способности воспринимать музыку, оценивать ее (музыкальный критик), трансформировать, создавать музыку (композитор), исполнять (исполнитель). Обладающий развитым музыкальным интеллектом человек легко запоминает мелодии и способен воспроизвести. Он восприимчив к ритму.

Натуралистический

(nature smart)

Натуралист обладает способностью ориентироваться среди многих живых организмов (ботаник, ветеринар, лесник), а также обладает чувствительностью и внимательностью, интересом к определенным характеристикам окружающего мира (метеоролог, геолог, археолог).

Межличностный

(people smart)


Умение различать настроения, мотивы, намерения и чувства других людей. Способность коммуницировать, т.е. обмениваться информацией с другими людьми вербально и невербально, посредством языка жестов, музыки, речи.

Интраперсональный

(self-smart)

Четкое видение себя, понимание своих сильных и слабых сторон, ограничивающих убеждений, мотивации, настроений, желаний. Высокий уровень самоконтроля, понимания себя, самооценки (психолог, психиатр, философ). Этот вид интеллекта проявляет себя через другие виды, выделенные Гарднером.

Экзистенциальный

(problem solving smart)

Способность и склонность формулировать вопросы о жизни, смерти и прочих экзистенциальных вещах.


Говард Гарднер. "Структура разума. Теория множественного интеллекта". Вильямс, 2007г.
Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences

АНКЕТА ПО ТИПАМ ИНТЕЛЛЕКТА

(структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера)

Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют:

1. Я умело работаю с предметами.

2. У меня хорошее чувство направления.

3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.

4. Я могу легко запоминать слова песен.

5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.

6. Я всегда делаю все поэтапно.

7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.

8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.

9. Я хорошо учусь, слушая других.

10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.

11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.

12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.

13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.

14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.

15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.

16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.

17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.

18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.

19. У меня богатый словарный запас.

20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.

21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.

22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.

23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.

24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.

25. Меня легко вывести из себя.

26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.

27. Я люблю сочинять музыку.

28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.

Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты

Типы интеллекта

Пункты анкеты

Общая сумма

Лингвистический

5, 9, 19, 20

Математико-логический

6, 11, 22, 28

Визуально-пространственный

2, 12, 18,24

Музыкальный

4, 10, 17, 27

Межличностный

3, 8, 13, 23

Внутриличностный

7, 15, 16, 26

Кинестетический

1, 14, 21, 25

Различные типы интеллекта

Типы интеллекта

Краткая

характеристика типов

упражнения

Лингвистический

Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в “слова”

Доклады, хоровое чтение, устные ответы, ролевые игры и др.

Математико-логический

Быстро решают арифметически задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, “стратегические” игры. Быстро распознают причины и следствия

Построение логических цепочек, построение графиков. Различного рода эксперименты. “Карты памяти” и др.

Внутриличностный

Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь любимыми делами или работой

Самостоятельная

работа по инструкции, требующая время на обдумывание и др.

Визуально-пространственный

Мыслит образами и “картинками”. Обожает рисовать, красить, лепить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии

Рисование схем, карт, составление таблиц. Раскраски, “дорисовки”, незаконченные предложения и др.

Музыкальный

Чувствительны к разнообразию звуков в окружающей их среде. Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма.

Пение, хоровое чтение. Двигательные упражнения и др.

Кинестетический

Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами. Ерзают, привстают, вертятся, когда сидят. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники.

Ролевые игры, двигательные упражнения, спорт. Лепка, танцы и др.

Межличностный

Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются, будучи вовлечены в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других людей.


Известную методику разработал опытный американский психолог, невролог Говард Гарднер. Он первым ввел в медико-психологическую терминологию понятие множественного интеллекта. Такая теория, основанная на многолетних исследованиях мозга большого количества людей разного уровня развития (одаренных, с умственной отсталостью, различными заболеваниями нейрогенного происхождения и т.д.), позволила опровергнуть существовавшее понятие о моноинтеллекте.

Множественный интеллект - основа теории развития детей:

В результате длительного изучения работы мозга Говард Гарднер сделал вывод, что у человека не один-единственный интеллект, а несколько. Каждый из отдельных интеллектов "располагается" в различных частях головного мозга. Их развитие зависит от условий, которые были созданы ребенку для этого.
У каждого ребенка свое уникальное сочетание "интеллектов". Способности, навыки, таланты человека определяются уровнем и степенью развития того или иного интеллекта (или нескольких одновременно). Этим и объясняется то, что у одних малышей больше выражены склонности к логике и математике, у других - к природе, у третьих - к искусству и творчеству.
Используя эту уникальную теорию, можно и нужно построить обучение и развитие ребенка таким образом, чтобы обеспечить гармоничный и индивидуальный подход к каждому. Ведь задания и упражнения для малышей с разным сочетанием видов интеллектов по Гарднеру будут существенно отличаться.

Роль родителей и педагогов:

Индивидуализация процесса обучения издавна была одной из распространенных проблем в педагогике. С появлением теории Говарда Гарднера многие воспитатели, учителя и родители задумались над тем, что подходы к обучению и развитию разных детей должны существенно отличаться. Учитывая их интеллектуальные профили, которые образуются в результате большего развития мини-интеллектов определенных участков головного мозга, родители, а позднее и преподаватели должны обязательно это учитывать, создавая определенные условия для развития этих способностей. Таким образом и будет обеспечиваться такой сложный, но вполне реальный индивидуальный подход к воспитанию и развитию каждого отдельного уникального ребенка.
С появлением теории множественных интеллектов Говарда Гарднера полностью пошатнулась психолого-педагогическая теория, когда единственный интеллект можно было однозначно измерить с помощью простого теста IQ. Воспитание и развитие всех детей по одной строгой утвержденной программе уже принято считать нерациональным и неправильным. Это нарушает естественные процессы работы головного мозга каждой отдельно взятой уникальной личности ребенка.

Отличия между детьми во многом объясняются тем, в каком процентом соотношении у них развиты типы интеллектов. От этого будет зависеть и их профессия в будущем, склонности и успехи в определенных видах деятельности. Задача педагогов и родителей - способствовать максимальному раскрытию таланта малыша и развивать его в дальнейшем именно теми способами, которые наиболее подходят отдельному ребенку, учитывая особенности его интеллектов по Гарднеру. Индивидуальная программа обучения и подобранные способы обучения с учетом наиболее развитых способов восприятия информации ребенком - основа теории множественного интеллекта Говарда Гарднера.

Сущность теории множественного интеллекта Говарда Гарднера:

Говард Гарднер доказал, что у каждого человека с рождения имеется девять типов интеллекта.

При изучении типов интеллекта, которыми наделен каждый отдельный ребенок, важно понимать, что у каждого человека имеются все девять разновидностей. Они имеют огромное количество проявлений. Никогда не стоит вешать на ребенка ярлык по принципу того, что он обладает только ограниченными способностями. Важно, обеспечивая индивидуальный подход к развитию и обучению ребенка, создавать такие условия, в которых он смог бы проявить множество своих сторон и интересов.

Немного о каждом типе интеллекта:

Вербально-лингвистический

К проявлениям этого типа интеллекта можно отнести умелое использование слов в различных формах (устной, письменной). Такие дети с удовольствием рассказывают стихотворения на публике, поют, много общаются, любят чтение (как правило, такие малыши быстро и рано учатся читать и писать), письмо. Они с восторгом рассказывают обо всем, любят словесные игры, участвуют в театральных постановках. Дети с проявлениями вербально-лингвистического интеллекта легко обучаются различным языкам, как иностранным, так и родным. Если достаточно внимания уделять развитию этого типа интеллекта, то в будущем ребенок может стать успешным политиком, журналистом, оратором, учителем, писателем, лингвистом.

Визуально-пространственный

Такие дети обладают способностями к образному мышлению. Они могут представлять и изображать образы. У детей с развитым визуально-пространственным интеллектом активно задействовано сенсомоторное восприятие окружающего мира. То, что они представляют в своем воображении, переносится на реально создаваемые объекты и изделия. Для людей с выраженным пространственным типом интеллекта характерно великолепное ощущение форм. Зрительное восприятие в комплексе с определенными знаниями, навыками, эмоциями способствует созданию нового видения привычных образов. Дети с развитым визуальным интеллектом тонко чувствуют цвета, линии и взаимосвязи, существующие между объектами. При создании правильных условий для развития таких малышей, они в будущем обязательно проявят себя в роли талантливых инженеров, проектировщиков, дизайнеров, художников, скульпторов и даже шахматистов.

Музыкальный интеллект (в некоторых источниках его называют музыкально-ритмическим)

Дети с развитым музыкальным интеллектом прекрасно воспринимают звук и эмоционально реагируют на него. Создавая условия для занятий музыкой и игры на музыкальных инструментах, родители будут способствовать эффективному развитию музыкального интеллекта у ребенка. Малыши с более выраженным этим типом интеллекта способны достаточно точно повторять и воспроизводить звуки и музыкальные произведения, им с легкостью дается осваивание игры на инструментах. Из таких детей получатся талантливые композиторы, музыканты, преподаватели музыки, вокальные исполнители.

Кинестатический интеллект

Дети с развитым кинестатическим интеллектом отличаются прекрасным ощущением своего тела и способностью контролировать движения, а также танцевать, бегать, прыгать, жестикулировать, управлять предметами. У детей с выраженным кинестатическим интеллектом хорошо развиты такие физические качества, как координация движений, баланс, ловкость, сила, гибкость. Эффективное развитие этих способностей и талантов позволит вашему ребенку в будущем стать профессиональным спортсменом, практикующим хирургом, иллюзионистом-фокусником, танцором.

Логико-математический интеллект

О развитом логико-математическом интеллекте свидетельствует способность ребенка делать умозаключения, варьировать абстрактными понятиями, решать головоломки, понимать взаимосвязи между предметами и явлениями (причинно-следственные связи), любовь к экспериментам, подсчетам. Этот интеллект включает способность классифицировать, прогнозировать, размышлять критически и рассуждать на разные темы. Такие дети могут размышлять, как маленькие профессора или ученые. Они очень любознательны и всегда хотят докопаться до истины. Такие дети успешно реализуют себя в таких профессиях, как математик, физик, врач, программист, ученый.

Межличностный интеллект

К проявлениям этого интеллекта относятся способности чувствовать настроение, интересы и ощущения людей. Такие дети тонко воспринимают выражения лица, тембр и тон голоса, жесты. Также они чутко реагируют на эти "сигналы" и стремятся помочь собеседнику. Межличностный интеллект включает в себя навыки невербальной (без слов) и вербальной (словами) коммуникации. Дети с выраженным межличностным интеллектом прекрасно чувствуют себя в совместных играх, часто являются инициаторами. Они могут сглаживать назревающие конфликты или разрешать уже сложившиеся. Малыши умеют договариваться, управлять другими, мотивировать их для достижения поставленных целей. Из таких детей вырастают талантливые психологи, общественные деятели, бизнесмены, работники сферы обслуживания и продаж. У любого лидера и руководителя должны быть ярко выражены проявления межличностного интеллекта.

Внутриличностный интеллект

Дети с выраженным внутриличностным интеллектом обладают прекрасной способностью видеть себя, свои преимущества и недостатки. Они четко оценивают свое настроение, эмоции, желания и намерения. Малыши, у которых развит этот тип интеллекта, отличаются способностью к самодисциплине и самооценке. Такие дети даже в самом раннем возрасте легко отличают чувство удовольствия от боли. Основываясь на этом, принимают дальнейшее самостоятельное решение об участии в сложившейся ситуации. Чтобы стать в будущем хорошим учителем, философом, успешным бизнесменом, психологом или человеком интеллектуального труда, необходимо с детства развивать внутриличностый интеллект.

Натуралистический интеллект

У таких детей ощущается сильная тяга к природе. Они учатся с ее помощью, получают огромное удовольствие от любых действий, в которых задействована природа (наблюдение за птицами, коллекционирование насекомых, изучение растений, уход за животными). Малыши с выраженным натуралистическим интеллектом любят ходить в походы, ездить в горы, работать на приусадебном участке. Они с детства интересуются экологией, животными и растениями. Для этих детей очень важно, чтобы процесс обучения как можно чаще проходил на открытом пространстве, а не в помещении. Малыши с выраженным натуралистическим интеллектом могут стать метеорологами, химиками, физиками, археологами, путешественниками, биологами.

Экзистенциальный интеллект

К проявлениям этого интеллекта относят способности философствовать и медитировать (в более старшем возрасте). Такие малыши интересуются историей, религией, любят много говорить о насущных "жизненных" вопросах. Дети с этими особенностями в будущем станут успешными журналистами, а также аналитиками, экспертами, философами, общественными деятелями.

Как применить теорию к отдельному ребенку:

На самом деле в существующей системе образования очень сложно найти место для внедрения системы и теории Говарда Гарднера. Все дело в том, что разработанные и утвержденные соответствующими органами общеразвивающие программы не могут быть личностно-ориентированными. В них обучение всех без исключения детей происходит по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей и более развитых способов восприятия новой информации.
По мнению автора теории, основной принцип - образовательный процесс должен строиться так, чтобы дать возможность детям приобрести опыт и навыки с привлечением различных типов интеллекта. Сложность заключается в том, что учителю очень сложно во время проведения урока помнить и учитывать одновременно разные стили обучения, а также слабые и сильные стороны учеников.

В групповых занятиях чаще всего используется вербально-лингвистический тип интеллекта. Такие обучающие приемы, как лекции, написание на доске, письменные работы, конспектирование очень важны. Тем более, что они широко применяются в системе образования, особенно по мере взросления учеников. Задача образовательных заведений - это сочетание и интеграция вербально-лингвистического интеллекта с другими типами. Так вы будете открывать для учеников новые и эффективные способы обучения и получения опыта. Важно с раннего возраста объяснить малышам, что они могут выявить свои способности различными методами, в различных видах деятельности. А в дальнейшем создаются все необходимые условия для обучения с акцентом на сильные стороны и выявленные интересы детей.
Очень широко теория Гарднера внедряется в различных учебно-воспитательных центрах развития детей, которые в настоящее время открываются все чаще. Там это сделать достаточно просто, поскольку имеется более серьезная материальная база, а также количество учащихся в группе небольшое. Это и дает широкие возможности для реализации индивидуально-ориентированного подхода к развитию.

Способов воплощения теории множественного интеллекта Говарда Гарднера существует несколько:

Групповые проекты. Формируются небольшие группы, в которых дети выполняют специальные занятия или совместно работают над определенным проектом;
- Индивидуальные проекты. Предлагаемое задание должно позволить исследовать и развивать способности отдельного ребенка так, как ему удобно;
- Создание групп по типам интеллекта (центр творчества, математики, письма и т.д.). Основное назначение таких групп - это выявление и развитие обнаруженных способностей. Также обучение в таких центрах очень полезно, когда происходит знакомство малышей с разными видами способностей;
- Нестандартное планирование изучения определенной темы.

Основная цель обучения по теории Гарднера - дать ребенку возможность познавать мир, изучать предметы и явления тем способом, который ему наиболее близок, удобен. В таком методе познания малыш должен чувствовать себя комфортно. Один материал должен подаваться на занятиях различными способами, чтобы задействовать максимальное количество типов интеллекта.
Все центры, проводя обучение детей, базируются на общепринятых программах. Но они позволяют малышам выучить тему, опираясь на доминирующие типы интеллекта. Так, изучая историю египетских пирамид, одна группа может строить макеты пирамид, другая - ставить театральное представление на тему египетских фараонов и пирамид, третья - читать всем классом или группой книгу по истории древнеегипетских пирамид и т.д.
Важно, чтобы центры были оснащены соответствующим образом. В них должны быть все необходимые материалы для осуществления различных видов деятельности, приборы, мебель.

Говард Гарднер акцентирует внимание на то, что степень развития того или иного типа интеллекта зависит от частоты его использования в жизни. Чем чаще это происходит, тем больше возможностей формировать определенный тип интеллекта в будущем, тем лучше он будет развиваться. На самом деле, все типы интеллекта тесно связаны между собой. Развивая один, обязательно будут развиваться и другие смежные типы.
У среднестатистических детей прекрасно развито несколько типов интеллекта: есть несколько способностей, которые проявляются и развиваются с легкостью, другие проявляются, если приложить усилия, а одна или несколько - только при больших усилиях.
Чтобы определить процентное соотношение уровней развития определенных типов интеллекта, достаточно пройти несложный тест, который легко найти на просторах интернета. В результате вы увидите, какие способности и интересы выражены больше, а какие меньше.

Родители, заметив у ребенка склонность к какому-либо типу интеллекта, должны стараться развивать эти способности, а также выбрать подходящую методику для осуществления этого. Важно подобрать тот стиль обучения, который идеально подойдет именно вашему малышу. Тогда развитие ребенка будет максимально эффективным и радостным.

Каждый маленький человечек рождается с определенным набором задатков, интересов и даже умений. С раннего возраста одному смышленому малышу нравится считать и разгадывать ребусы, ставить опыты, другому только книги и чтение, третьему комфортно на природе в кругу птиц.

Каждому ребенку хочется делать то, что вызывает огромный интерес. Когда родители закрывают одни двери знаний в надежде, что их чадо потянется к другой сфере, налаживает свой отпечаток в душе и сознании ребенка, у которого исчезает интерес вообще к любому типу занятости. И восстановить живое познание детского ума интересного занятия не так и просто.

Поэтому ученые и психологи предлагают родителям обращать внимание на мелочи, к чему больше всего тянется малыш, чтобы идти на пути развития этой сферы, необходимых умений, что приведет к успешной реализации личности в будущем.

Типы интеллекта по Гарднеру

Рассмотри типы интеллекта по Гарднеру, который выделяет 8 разновидностей ума. Говард Гарднер - психолог, изучает возможности интеллекта и реализацию сознания. Ему принадлежит авторство понятия "множественный интеллект". В современной школе детей условно делят на тех, у кого математический склад ума, и тех, у кого лингвистический склад ума. Гарднер расширил это классификацию, и вывел на основе своих наблюдений 8 типов интеллекта, по которым и следует направлять развитие детского ума и способностей.

На заметку родителей: ни воспитательница в детском садике, ни учительница в школе, ни кто-то другой из близкого окружения не может с точностью определить тип интеллекта ребенка, только родители и круглосуточное наблюдение за интересами ребенка могут расшифровать пытливость ума и его тип.

1 тип - Лингвистический

Интерес у ребенка с лингвистическим типом интеллекта заметен по огромной любви к слову и письму. Ребенку в самом маленьком возрасте с легкостью дается изучать стихи, нравиться слушать сказки, ребенок рано учится говорить и писать. Особенно теплые чувства питает малыш к сказкам в возрасте от 2-3 лет до первого класса, когда роль чтеца переходит к самому ребенку. Легко и просто изучает иностранные языки, на лету схватывает рассказы и с легкостью пересказывает любой услышанный или прочитанный текст. В старшем возрасте принимает активное участие в подготовке школьной стенгазеты, пишет рассказы, берет интервью.

В школе делается упор на развитие именно этого типа интеллекта, потому что проще запрограммировать ребенка, чтобы слушал, читал, сам писал, пересказывал, учил. Кроме этих умений, для успешного продолжения развития лингвистического типа ума, необходимо обзавестись еще и умением систематизировать и анализировать, вычленять и расчленять, делать выводы и развивать свои мысли.

В какой сфере ребенок может быть успешным в будущем:

  • драматург,
  • журналист,
  • филолог,
  • политик,
  • редактор или корректор,
  • сценарист,
  • писатель.

2 тип - Логико-математический

Особенно интересны цифры и числа для ребенка логико-математического типа интеллекта. С детства быстро изучают цифры и обозначения, рано начинают понимать процедуру сложения, умножения, вычитания, деления. В школьном возрасте быстро решают любую математическую задачу. Стараются поддавать счету все вокруг, начиная от ступенек, и заканчивая сложными алгоритмами в школе. Аналитические умения и способность к синтезу приходят сами собой, без особых усилий со стороны родителей или учебного заведения. Ребенку с таким типом ума легко устанавливать причинно-следственные связи и оперировать абстракциями.

В какой сфере может себя реализовать:

  • бухгалтер,
  • математик,
  • ученый,
  • программист,
  • аналитик,
  • детектив,
  • медик,
  • логист.

Первый и второй типы интеллекта в основном относят к граничным (или/или), и успешно развиваются учителями в школе и в высшем учебном заведении. Что касается следующих типов, то такие дети не всегда могут найти себе занятие по душе. Потому что относятся либо к обоим типам одновременно, или ни к первому, ни ко второму, будучи повержены в постоянное непонимание.

3 тип - Визуально-пространственный

Первое, к чему тянется ребенок с таким типом интеллекта - это пазлы и самые простые игрушки, и обычные вещи. Часто родители такого ребенка недоумевают, почему их чадо любит играть ложкой или простой коробкой, вместо кучи развивающих и красочных игрушек из магазина. А дело в том, что у малышей отлично развито воображение, видят они мир и все вокруг с другого ракурса, ошеломляя окружающих. Могут играть с деревянными простыми игрушками, любят пазлы и лабиринты. Часто погружаются в собственный выдуманный мир, могут общаться с выдуманными друзьями. Также ребенок тянется к рисованию, чтобы выразить свое видение окружающего мира. В школе им дается на сто процентов физика или химия, черчение и рисование, геометрия. Подростки без проблем составляют графики или их интерпретируют. Хорошо развито мышление и восприятие пространства.

В какой сфере может реализовать свои умения и навыки:

  • дизайнер,
  • архитектор,
  • инженер,
  • скульптор,
  • мультипликатор,
  • художник.

4 тип - Телесно-кинестетический

Для ребенка этого типа ума главное - это выражение себя посредством своего тела. Дети могут увлекаться танцами, обычно обладают развитой моторикой и жестикулируют больше всех остальных. Стараются достигать успехов в спорте. По природе их тело пластично и сильно. Таким деткам особенно нравиться не только бегать и прыгать, но и заниматься мастерством, делать что-то своими руками. Обожают сцену, комфортно себя там чувствуют и могут привлекать взгляды окружающих умением держать себя на сцене и завлекать других.

В какой сфере деятельности могут реализоваться:

  • спортсмены,
  • цирковые артисты,
  • танцоры,
  • механики,
  • ремесленники,
  • фотомодели,
  • артисты,
  • актеры.

5 тип - Музыкальный

Вся жизнь для ребенка с музыкальным типом интеллекта - это ритм и музыка. Ребенок распознают во всем мире звуки и может их понимать, воспринимать и создавать. Горячо любят дети любые музыкальные инструменты, стараются постичь музыкальную грамоту еще с детства, "тарабаня" по клавесину, изучая звучание нот. Дети часто посещают музыкальную школу и выделяются на общем фоне игрой рук или головой, ногами, они притопывают, постукивают, поют, отображая звуки и ритм.

В какой сфере смогут чувствовать себя комфортно:

  • композитор,
  • дирижер,
  • певец,
  • артист,
  • музыкант-исполнитель,
  • музыкальный редактор,
  • диджей,
  • музыкальный критик,
  • преподаватель музыки,
  • пианист,
  • барабанщик.

6 тип - Натуралистический

Ребенок, который обладает натуралистическим типом интеллекта, лучше чувствует себя на природе, подолгу может наблюдать за деревьями и птицами, за жизнью и поведением животных. Обычно с радостью разводит цветы и травы, изучает разных букашек и очень любит домашних животных, поэтому родителям ничего не остается делать, как создать дома мини-зоопарк, чтобы ребенку было интересно и познавательно жить и развиваться.

В какой сфере реализуется:

  • ветеринар,
  • исследователь природы (морского дня, птиц, обитателей суши),
  • генетик,
  • фермер, сейсмолог,
  • эколог,
  • археолог.

7 тип - Экзистенциальный

Про такого ребенка говорят, смышленый - он понимает как никто другой себя и свои чувства, управляет своими эмоциями и сознанием. Обладает такими качествами, как застенчивость и сдержанность, здравомыслие, он эмоционально устойчив, не поддается истерикам и крикам. Это дети - генераторы идей и теорий, гипотез, скорее теоретики, чем практики.

В какой сфере будут комфортно себя чувствовать:

  • психиатр,
  • философ,
  • политик,
  • священник,
  • профессор,
  • психолог,
  • агитатор.

8 тип - Межличностный

Ребенок межличностного типа интеллекта коммуникативно развит, отличный оратор, прекрасно разбирается в людях. Часто даже управляет людьми, увлекая своими умениями к разговору и убеждению. В детстве отличается хорошо поставленной речью, является душой компании. У ребенка с таким типом интеллекта всегда в запасе множество шуток и юмористических историй, он общителен, умен, обладает харизмой.

В какой сфере могут реализовать себя:

  • переговорщик,
  • тренер,
  • педагог,
  • оратор,
  • менеджер,
  • дипломат.

Итак, рассмотренные типы интеллекта дают родителям почву для развития детей. Каждый ребенок по-своему индивидуален, поэтому не исключено, что в одном малыше могут успешно развиваться два разных типа ума, при этом гармонично сосуществовать.