Анкеты для родителей про вежливость. Родительское собрание "о вежливости у детей дошкольного возраста". Если ребенок перебивает взрослых…

Воспитание вежливости у детей.

“Ничто не обходится нам так дешево

И не ценится так дорого, как вежливость”

(Сервантес)

Вежливость является одним из показателей культуры человека. Она основана на чутком и внимательном отношении к людям и проявляется в уважении, приветливости, внимательности, заботливости к ним. Вежливость украшает действия человека и является одной из наиболее привлекательных черт человеческого характера.

Какие привычки и нормы поведения необходимо прививать детям, чтобы воспитать их вежливыми?

С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости:

1. Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах.

2. Извиняться за причиненную неприятность: ”Извините, пожалуйста”, ”Простите, пожалуйста”.

3. При обращении с просьбой говорить: ”Пожалуйста”, ”Будьте добры” и т.д.

4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами: ”Спасибо”, ”Благодарю вас”.

5. Старательно выполнять просьбы и указания взрослых.

6. Обращаться ко всем взрослым на “вы”, называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.

7. Уважать труд взрослых: не портить, не пачкать одежды, вещей; вытирать ноги о коврик у входа, помогать взрослым, заботиться о младших братьях.

8. Делать всё старательно, всегда всё убирать за собой (одежду, игрушки) .

9. Не вмешиваться в разговор взрослых.

10. При обращении ко взрослым говорить: “Разрешите спросить”, ”Скажите, пожалуйста” и т.д.; охотно отвечать на вопросы взрослых, не быть назойливым, не прерывать взрослых во время разговора, слушать до конца.

11. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает или болен.

12. Не бегать, не прыгать и не кричать в общественных местах.

13. Вежливо вести себя на улице: говорить не громко, ходить спокойно, ходить по тротуару, не задевая прохожих, не размахивать руками.

14. Прежде чем войти в чужую комнату, постучаться.

15. Благодарить за еду, при выходе из-за стола ставить стул на место.

16. Старший дошкольник должен оказывать внимание и услуги взрослым: уступить место, поднять упавшую вещь, оказать посильную помощь

Как надо воспитывать у детей вежливость?

Как радостно видеть вежливых и воспитанных детей!

Приятно, когда ваш ребенок здоровается с соседями, с родными, знакомыми, с воспитателями, с детьми, на ночь перед сном не забывает пожелать спокойной ночи, говорит спасибо, подаёт старшим стул.

Но все это требует очень много внимания и большой работы с ребёнком.

Дорогие родители, помните:

1. Прежде всего самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом - это один из самых сильных и верных способов воспитания вежливости у детей.

2. Установите за ребёнком контроль, т.к. отсутствие требовательности и контроля за поведением детей приводит к распущенности.

3. Используйте все удобные случаи поупражнять ребёнка в правильном поведении: семейные праздники, дни рождения, поездки в гости и др.

4. У маленьких детей навыки проявления уважения к людям можно воспитать очень рано и легко, т.к. они ещё не стесняются учиться умению здороваться, извиняться, говорить “пожалуйста”, они воспринимают эти упражнения как игру (уступить место взрослому, поднять уроненную вещь). В то же время к этим правилам поведения они относятся серьёзно и старательно выполняют указания.

5. Требуя от ребёнка определённых действий, нельзя сводить воспитание к простой дрессировке, иначе ребёнок привыкнет всё делать без чувств.

6. Ребёнку следует объяснить, почему надо поступать так, а не иначе (например, прежде чем войти, постучаться), чтобы он всё делал осознанно.

7. Всегда надо оценивать поступки ребёнка, похвала и осуждение - сильные воспитательные средства. Но и сильно захваливать ребёнка не стоит.

8. Хорошим средством воспитания правильного поведения является детская литература. Художественные образы сказок, рассказов действуют на маленького ребёнка сильнее, чем любые представления. Герои книг вызывают у ребёнка определённые чувства: негодования, сочувствия, восхищения. Книга помогает ребёнку разобраться, что хорошо и что плохо.

9. Не допускайте уговоров и упрашивания. С самого раннего возраста ребёнок должен знать слово “нельзя” и подчиняться ему. Спокойно, но твёрдо изо дня в день повторяйте определенные требования к ребенку, и он привыкнет им подчиняться.

10. Следите за своими поступками, не срывайте зла на детях, не злословьте при детях, приучайте сдерживать себя, своим поведением показывайте пример скромности, честности и доброжелательности.

11. Интересуйтесь поведением своих детей в детском саду.

12. Не проходите мимо ребенка, нарушающего правила поведения, остановите его, сделайте замечание.

Прочитайте эти книги детям: В.Осеева “Волшебное слово”, В.Осеева “Синие листья”, Н.Носов “Огурцы”, В.Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”, С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, Н.Артюхова “Трудный вечер”, “Бабушка и внук”, “Мяч и песочные пироги” и др.

Анкетирование с последующим качественным анализом проводит кура­тор учебной группы в декабре на курсах 1-9, 3-9 и 2-11. Результаты исследования предназначены для заместителя директора по воспитательной работе, куратора учебной группы.

На улице и в общественном месте

1. Как здороваются юноша и девушка?

а) первой подает руку девушка;

б)первым подает руку юноша;

в) лучше ограничиться кивком головы;

г) лучше ограничиться словесным приветствием.

2. Кто первым протягивает руку при знакомстве?

а) младший - старшему;

б) старший - младшему;

в) начальник - подчиненному;

г) подчиненный - начальнику.

3. Всегда ли во время знакомства юноша встает?

а) всегда;

б) только при знакомстве с девушкой;

в) по своему усмотрению.

4. Может ли юноша, знакомясь с девушкой, свободную руку держать в кармане?

б) может только в том случае, если у него в кармане кошелек с крупной суммой денег;

в) не может - он должен вынуть руку из кармана.

5. Может ли юноша здороваться с сигаретой во рту?

а) может, особенно если сигарета импортная и дорогая;

б) сигарету лучше держать в руке, а не во рту;

в) приветствие и беседа с сигаретой недопустимы.

6. Нужно ли, здороваясь, смотреть человеку в глаза?

а) обязательно, все ваше внимание должно быть сосредоточено на собе­седнике;

б)совсем не обязательно - глядя в глаза, можно смутить собеседника;

в) подавая для приветствия правую руку, лучше глядеть чуть левее голо­вы того, с кем здороваешься, - это поможет вам обоим избежать сму­щения.

7. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

а) конечно нет - это несерьезно;

б) смотря по настроению;

в) приветливая улыбка желательна всегда.

8. Может ли юноша подать для рукопожатия руку в перчатке?

а) может, если он обменивается рукопожатием с ровесником;

б) не может;

в) может - в сильный мороз.

9. Должна ли девушка снимать перчатку, здороваясь?

а) не должна;

б) должна, если хочет проявить уважение к тому, с кем здоровается, осо­бенно если этот человек старше ее по возрасту;

в) может не снимать, если температура воздуха ниже -50 °С.

10. Можно ли не принять руки, протянутой для рукопожатия?

б) нельзя;

в) это может позволить себе в отдельных случаях женщина.

11. Каким должно быть рукопожатие при знакомстве?

а) крепким и продолжительным;

б) слабым и непродолжительным;

в) крепко сожмите руку нового знакомого и несколько секунд потряси­те ее, как бы скрепляя союз;

г) рукопожатие должно быть дружелюбным, но недолгим.

12. Сколько раз в день можно здороваться с одним и тем же человеком?

а) только раз - при первой встрече;


б)каждый раз при встрече;

в) несколько раз, если встречи разделяют более или менее значитель­ные промежутки времени.

13. Нужно ли здороваться с людьми, с которыми вы не знакомы, но часто встречаетесь?

а) конечно, ведь это так естественно;

б) зачем здороваться, если человек не знаком?

в) это возможно, если этот человек проявляет к вам повышенный интерес;

г) ни в коем случае.

14. Нужно ли здороваться со знакомым, увидев его в автомашине?

а) необязательно;

б) обязательно;

в) только в том случае, если знакомый не сидит за рулем.

15. Незнакомый человек на улице поздоровался с вами, обознав­шись. Как быть?

а) сделать вид, что вы не заметили приветствия;

б) ответить приветствием;

в) объяснить человеку его ошибку.

16. Вы обгоняете идущую по улице впереди вас знакомую. Кто из вас двоих должен поздороваться первым?

а) тот, кого обгоняют;

б) тот, кто обгоняет.

17. Как поступить, если вы увидели знакомого слишком поздно и не успе­ли поздороваться или ответить на приветствие?

а) догнать, извиниться и поздороваться;

б) сделать вид, что все впорядке;

в) при следующей встрече вес объяснить и извиниться.

18. Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к дру­гу и, не называя имен, предложить им самим себя представить?

а) это вполне возможно;

б) человек, знакомящий их между собой, обязан представить каждого;

в) человек, знакомящий их, может поступить по своему усмотрению.

19. Кто здоровается первым: входящий или присутствующий?

а) конечно, входящий;

б) первым здоровается тот, кто вежливее;

в) первым здоровается тот из присутствующих, кто первым заметил входящего.

20. Кто здоровается первым, ожидающий или опаздывающий?

а) конечно, ожидающий - он больше к этому готов;

б) конечно, опаздывающий - чтобы смягчить свое опоздание;

в) если опаздывает девушка, то первой она все равно не здоровается.

21. Как познакомить своих друзей с родителями?

а) представить родителей друзьям;

б) представить друзей родителям;

в) свести как бы невзначай родителей и друзей и оставить - пускай по­знакомятся сами.

22. Как представляется ребенок?

а) называет свое полное имя;

б) называет имя и фамилию;

в) называет имя, фамилию и отчество.

23. Как поступить, если у вас на улице случилось «ЧП» (развязался шнурок ботинка, оторвалась лямка сарафана, ручка сумки и т. д.)?

а) обратиться за помощью к прохожим;

б) не обращая внимания, осторожно продолжать движение;

в) извиниться перед спутником, отойти в сторону и поправить.

24. Как вести себя, если на многолюдной улице вы встретили хоро­шего знакомого?

а) отправиться в кафе, чтобы там поговорить;

б) отойти в сторону и поговорить;

в) найти сквер и расположиться для беседы на скамейке.

25. Можно ли дотрагиваться до собеседника во время разговора, хлопать его по плечу, колену?

а) это неприлично, особенно если собеседник - малознакомый человек;

б) можно, так как этим вы выражаете особое отношение к собеседнику;

в) можно лишь в ответ на подобные жесты вашего собеседника.

26. Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали: «Будьте здоровы!» Как быть?

а) сделать вид, что не расслышали;

б) поблагодарить;

в) извиниться.

27. На каком расстоянии должны находиться собеседники?

б)чем ближе, тем лучше - если вы будете слышать дыхание собесед­ника, вы сможете лучше его понять;

в)оптимальное расстояние - около полуметра, именно такое расстоя­ние позволяет говорить спокойно и непринужденно.

28. Какой стороны следует держаться, идя по улице или коридору?

б) правой;

в) середины.

29. Можно ли есть на улице?

а) нельзя;

б) можно, если очень хочется;

в) можно, если это что-то штучное (конфета, мороженое, булочка и т. д.).

30. В дверях учебного кабинета давка. У одной группы занятие за­кончилось и учащиеся выходят, у другой - начинается, учащиеся входят. Кто должен уступить?

а) те, кто входит;

б) те, кто выходит;

в) входящие и выходящие двигаются осторожно навстречу друг другу.

31. Как поступить, если необходимо сказать что-то с большого рас­стояния - через коридор, через улицу?

а) крикнуть погромче;

б) не кричать, а показать жестами;

в) подойти поближе и сказать.

32. С какой стороны следует обходить встречных пешеходов?

а) это безразлично, главное - не мешать прохожим;

б) с правой;

в) с левой.

В гостях

1. Если вы пришли к кому-то в гости и вас приглашают пообедать или угощают чем-либо - отказаться или принять приглашение?

а) конечно, отказаться;

б) безусловно, принять приглашение;

в) принять приглашение, но затем вскоре уйти, не обременяя хозяев дол­гим пребыванием.

2. Можно ли прийти в гости с совершенно незнакомым хозяевам че­ловеком?

а) можно, если вы только что с ним познакомились на улице;

б) можно, предварительно спросив разрешения у хозяев;

в) нельзя - это невежливо.

3. У вас праздник. Можно ли встречать гостей в домашних тапочках?

а) конечно, это подчеркивает уют и теплоту домашней обстановки;

б) нет, надо надеть самые нарядные туфли, предназначенные для торже­ственных случаев;

в) ни в коем случае нельзя; тапочки надо снять и надеть туфли.

4. У вас праздник. Нужно ли предлагать приглашенным гостям тапочки?

а) конечно, им будет приятна ваша забота;

б)только в том случае, если у вас припасено несколько пар новых тапо­чек для гостей;

в) предлагать тапочки не нужно: гости должны сами позаботиться о своей обуви.

5. Можно ли разговаривать по телефону в присутствии гостей?

а) можно, пусть знают, как много у вас приятелей и какой вы незамени­мый человек;

б) нельзя; извинитесь и попросите перезвонить вам в другое время;

в) можно к концу вечера, когда гости вам порядком надоели и нет другого способа дать им понять, что вы от них устали.

6. Должен ли быть включен телевизор во время приема гостей?

а) да, особенно если телевизор престижной марки;

б) нет, телевизор нельзя включать, если в доме гости;

в) можно включить телевизор, если идет передача, которая интересует большинство гостей.

7. Как долго следует ждать опаздывающих гостей?

а) столько, сколько вытерпят уже пришедшие гости;

б) 15 минут;

в) ждать вообще не следует, гости не должны опаздывать.

8. Вы опоздали, и гости уже сидят за столом. Как в этом случае вести себя?

а) надо обойти всех гостей и поздороваться с каждым;

б) сесть на отведенное вам место как ни в чем не бывало;

в) поздороваться с хозяевами и извиниться за опоздание.

9. Ваш гость случайно разбил чашку. Как поступить?

а) порадоваться - посуда бьется к счастью;

б) убрать осколки и без комментариев заменить чашку;

в) сделать вид, что вы ничего не заметили.

10. Если гости принесли торт или конфеты, обязательно ли ставить сладости на стол?

а) необязательно, если на десерт уже приготовлены торт и конфеты;

б) обязательно - из вежливости.

11. Как поступить, если нужно уйти из гостей пораньше?

а) заблаговременно подготовить всех гостей к своему уходу;

б) попросить хозяев объяснить всем гостям вашу ситуацию;

в) уйти незаметно, попрощавшись с хозяевами.

В результате, проведенной работы, была создана необходимость в проверке эффективности работы, проведенной нами, направленной на формирование вежливости детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Целью контрольного эксперимента стало выявление динамики в уровнях сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

Для этого мы использовали те же методики, что и в ходе осуществления проведения Й констатирующего эксперимента. Ими были:

беседа с детьми (10 вопросов для дошкольников);

анкетирование родителей;

анализ педагогических ситуаций;

Их использование показало, что произошли существенные качественные изменения в представлении детей о вежливости, так, по результатам беседы, направленной на выявление объема их знаний о вежливости, вежливых проявлениях имеющегося по завершению эксперимента, можно отметить, что 70 % детей дошкольного возраста имеют конкретные знания, соответствующие программным требованиям. И только у 30 % отмечается недостаточное количество знаний, что на наш взгляд, обусловлено рассеянным вниманием.

У большинства же детей знания характеризуются прочностью, осмысленностью, так, например на вопрос «Что значит быть вежливым», они отвечали «Вежливый тот человек, который в магазине вежливо просит что то подать, не грубит маме, бабушке место уступает в автобусе», «Вежливый человек это тот человек, который помогает пожилым людям, слушается родителей, не обижает других людей, дарит подарки, говорит вежливые слова, хорошо себя ведет».

При повторном выявлении представлений детей о значении вежливости, мы получили следующие результаты: 60% дошкольников отвечают, что нужно быть вежливым, чтобы не огорчать взрослых, быть настоящим человеком, иметь много настоящих друзей. 20% считают, что человеку нужно быть вежливым, чтобы близким людям не было стыдно за него, 10% считают, отсутствие вежливости сейчас не в моде. 10% детей ответили, что нужно быть вежливым, потому что мама так говорит.

60% детей отвечают, что человека, который знает вежливые слова и говорит и применяет их на практике, можно назвать вежливым; и только 20% ответили, что вежливый человек, это тот человек, который их просто знает.

На вопрос «Почему не выполнять свои обещания - это плохо?», Лиля. ответил: «Люди не будут верить больше, и обращаться не будут». А Юра и еще один ответили: «Потому что можно потерять настоящих друзей». На вопрос «Что значит быть вежливым?», дети отвечали по-разному: быть доброжелательным ко всем, помогать всем людям, любить других, быть общительным, делать добро, быть милым, дарить подарки.

Таким образом, хоть результаты беседы и не высоки, но подтверждают, что у большинства детей увеличился объем знаний о вежливости, понятие вежливости стало осознанным (60%). По результатам беседы с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 7, рис.5).

Из них мы видим, что 40 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости, 40% детей находиться на среднем уровне вежливости 20 % детей - на высоком уровне.

Таблица №7

Беседа с дошкольниками

Рис.5.

Нас так же интересовало, изменилось ли отношение родителей к этой нравственной проблеме. В связи с этим мы повторно проводили анкетирование, направленное на выяснение знаний о путях решения проблемы нравственности.

Анализ результатов повторного анкетирования родителей позволил констатировать, что 20% детей находятся на высоком уровне вежливости, 60% детей - на среднем уровне сформированности вежливости, 20% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости (Таблица 8, рис.6).

Проанализировав ответы родителей, мы сделали вывод, что теперь большинство детей стараются использовать правила вежливого общения и поведения в повседневной жизни (70%). Родители же в свою очередь, изучив представленный нами материал, так же стараются пользоваться нашими предложениями. Так на вопрос « Заведены ли в Вашем доме «Правила вежливости»?» многие отвечали - «Недавно заведены», «Заведены по вашему совету», «Теперь они есть» (70%).

На вопрос, «Какие вежливые слова в разговоре с ребенком употребляете вы?», многие родители обогатили свой словарный запас такими словами, как: спасибо, пожалуйста, добрый день, будь так любезна, приятного аппетита, угощайся, прошу прощения и другие (80%), и лишь 20% родителей продолжают использовать в разговоре традиционные слова: спасибо, пожалуйста, здравствуй. А ведь в мире помимо этих слов существуют и другие (Поздравляем, тебе помочь, благодарю, только после вас и т.д.)

Таблица 8

Анкетирование родителей



Рис.6.

По результатам анализа педагогических ситуаций установлено, что большинство детей могут оценить поведение других лишь в отдельных ситуациях, требующих проявлений вежливости, это могут сделать 70% детей.

При повторном выявлении у детей способности анализировать поступки других людей и высказывать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, мы получили следующие результаты: 20 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне вежливости, 70% детей находиться на среднем уровне вежливости и 10% детей находиться на высоком уровне вежливости. Результаты можно обосновать тем, что за такой короткий срок формирующего эксперимента повысить знания детей до высокого уровня не возможно.

Так, вновь проанализировав ситуацию «Ты едешь в автобусе. На остановке заходит пожилой человек. Что ты будешь делать в данной ситуации?» 80% детей уступили бы свое место пожилому человеку, и лишь 20% опрошенных детей предложили ему сесть рядом.

Прослушав ситуацию «Витя опоздал в детский сад. Он видит, что все дети уже сидят за столом, завтракают. Что должен сделать и сказать Витя?», большинство детей отвечали (70%): Нужно поздороваться, сказать всем Доброе утро и пожелать всем приятного аппетита, лишь 30% детей предложили сесть за стол и позавтракать, идти вымыть руки.

Результаты анализа показали, что у большинства детей (до 80%) трудностей в определении своего отношения к тем или иным поступкам почти или совсем нет.

Таким образом, результаты анализа педагогических ситуаций подтверждают, что сюжетно - ролевая игра является эффективным средством формирования такого нравственного качества, как вежливость. По результатам повторного анализа педагогических ситуаций с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 9, рис.7).

Таблица №9

Анализ педагогических ситуаций



Рис.7.

Систематизация материала, полученного в результате проведении контрольного эксперимента, включающего в себя беседу с детьми, анализ педагогических ситуаций и анкетирование их родителей позволило определить уровни, которые зафиксированы в таблице № 10.

Таблица №10

Уровни сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста

Имя ребенка

Уровни сформированности вежливости по методикам

Анкетирование родителей

Анализ пед.ситуаций

Виктория Б.

Родион Г.



Рис.4.

Рассматривая уровень сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста при контрольном эксперименте можно говорить о том, 20 % детей находятся на высоком уровне, у большинства детей (у 50% от общего количества детей, участвующих в исследовании), данный показатель сформирован на среднем уровне. Кроме того, у 30% детей выявлен низкий уровень сформированности вежливости.

Для того чтобы определить динамику развития вежливости после проведения развивающей работы необходимо сравнить результаты диагностики констатирующего и контрольного экспериментов. Результаты сравнения представлены в таблицах 11, 12 и на рисунке 8.

Таблица 11

Сравнительный анализ уровней сформированности вежливости старших дошкольников по каждому методу исследования

Показатели уровня вежливости / методы

Наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов);

поведение по правилам вежливости;

осознанное применение норм вежливости/ беседа

Наличие знаний о проявлениях вежливости в своих детях анкетирование родителей

Способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости / анализ пед.ситуаций

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Таблица 12

Й констатирующий эксперимент

ЙЙ констатирующий эксперимент

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Сравнительный анализ Й констатирующего и контрольного экспериментов



Рис.8.

Количественные характеристики, наблюдаемые в рис.8. свидетельствуют о том, что в результате создания определенных педагогических условий и применения разнообразных форм, методов, средств формирования представлений о вежливости произошли заметные изменения в формируемых знаниях. Из рисунка видно, что впервые проводя экспериментальное исследование детей старшего дошкольного возраста, мы увидели что такое нравственное качество, как вежливость, у большинства недостаточно развито. На низком уровне развития вежливости было 60 % детей, что связано на наш взгляд со многими причинами. Это и недостаточная работа по формированию вежливости в детском саду, и невнимательность, леность самих детей, а так же недостаточная осведомленность родителей в решении этой проблемы. Так же мы видим, что 40% детей находились на среднем уровне развития вежливости. Детей на высоком уровне наблюдать не приходилось.

За три месяца, при которых велся формирующий эксперимент, дети получали знания и практически применяли их в сюжетно - ролевой игре. И уже при проведении контрольного эксперимента мы можем видеть не слишком большие, но существенные изменения. Так, на высоком уровне вежливости стало 20% детей старшего дошкольного возраста, 50% детей теперь находятся на среднем уровне развития вежливости, количество детей, находившихся на низком уровне, уменьшилось вдвое (30% детей).

Так же было установлено по завершению контрольного эксперимента, что у некоторых детей знания стали углубленными, они значительно были расширены, систематизированы. Кроме того дети ими владели и легко использовали в игровой, бытовой деятельности.

Таким образом, полученные результаты подтвердили правильность нашей гипотезы.

Выводы по II главе

ролевая игра вежливость дошкольный

Анализ результата проведения экспериментальной работы позволил прийти к следующим выводам. В ходе Й констатирующего эксперимента выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточный уровень сформированности вежливости (60%), которые характеризуются неконкретностью, неточностью, что подтвердило актуальность темы исследования и необходимость проведения формирующего эксперимента.

В результате экспериментальной работы по апробации и внедрению комплекса сюжетно - ролевых игр по формированию вежливости, способствующих выработке устойчивого интереса к их приобретению, нами было доказано, что они эффективны.

Установлено, что в ходе проведения ЙЙ констатирующего эксперимента произошли небольшие изменения в уровнях сформированности вежливости. На начальном этапе 60 % детей старшего дошкольного возраста имели представление о вежливости в форме внешнего впечатления, в основе которого лежали смутные знания о нормах вежливости. По завершении эксперимента 50% детей обладали общими представлениями, но в то же время степень сформированности осознанного применения норм вежливости осталась низкой. Это связано, на наш взгляд, с отсутствием системы работы по решению этой проблемы в условиях семьи, в результате чего знания о нормах вежливости чаще не становились руководством в действиях детей по решению возникающих нравственных проблем.

Сравнительный анализ полученных данных на различных этапах показал периоды подъёма, пика и спада на этих этапах эксперимент показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимовежливых отношений дошкольников и педагогов.

В ходе нашего наблюдения можно отметить почти у каждого ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно, но корректно с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию вежливости у детей старшего дошкольного возраста при системном и косвенном взаимодействии педагога.

Конкурсант:

Рогожникова Людмила Геннадьевна

Заместитель заведующей

по воспитательно – методической работе;

МАОУ ДО детей детский сад «Искорка»;

Омутинский район

Цель : повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи.

Задачи:

  • Актуализировать понятие «вежливость».
  • Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.
  • Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.

Форма проведения : игра «Брейн – ринг»

Участники : родители старшей группы

План проведения:

  1. I. Подготовительный этап

1.1. Проведение микроисследований

  • Анкетирование родителей (приложение 1)
  • Опрос детей (приложение 2)

1.2. Педагогический всеобуч «Уроки вежливости и красоты»

1.3. Подбор цитат

  • «Умение вести себя украшает и ничего не стоит» (пословица)
  • «Родители для ребенка – камертон: как они позвучат, так он и откликнется»
  • «Хороший пример – наилучшая проповедь» (А.Чехов)
  • «Воспитатель сам должен быть воспитан» (к,Маркс)
  • «Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях» (Ж.Руссо)
  1. II. Основной этап: игра Брейн - ринг

Ход мероприятия

  1. 1. Разминка.

Добрый вечер, уважаемые родители! Нам приятно отметить, что вы откликнулись на нашу просьбу и пришли на нашу встречу. Мы рады вас видеть!

Сейчас мы посетим с вами сказочный город. Жители этого сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, здороваются друг с другом разными частями тела. Давайте и мы с вами попробуем быть жителями этого города. Звучит музыка, а мы с вами свободно гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы должны поздороваться друг с другом согласно произнесенному слову.

Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка», родители свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они здороваются:

- глазами

- носами

- плечами

- лбами

- попами

- спинками

- коленками

Вот вы и поздоровались друг с другом, и от этого у всех поднялось настроение, стало радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.

Но прежде чем начать нашу встречу давайте определимся с темой. Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциация»

  1. Игра «Ассоциация»

Правила игры: «Передавая мяч по кругу, вы должны назвать слова, которые у вас ассоциируются со словом «вежливость»

Ассоциации – сострадание, правда, красота, порядочность, такт, доброжелательность, спасибо, здравствуйте, уступчивость, радость, доброта…… . Вежливость – это проявление уважения, готовность вовремя оказать услугу, деликатность, такт, своевременное и уместное речевое проявление. Вежливость – это искусство вести себя в обществе.(по мере называния, открываются лепестки ромашки)

В: Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость». Так Петр Первый в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать».

Много лет люди создавали правила этикета, цель которых была привитие нравственных качеств доброты, чуткости, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей – словом во всем, с чем человек входит в общество. И так, я думаю, что вы уже догадались, что разговор пойдет о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаем им должного значения, о вежливости. И я вам предлагаю поиграть в игру брейн – ринг «Азбука вежливости», в ходе которой мы определимся с понятиями «хорошие манеры», «культура поведения», «вежливость».

  1. 2. Основная часть: Игра Брейн – ринг « Азбука вежливости»

Правила игры:

В игре участвует 2 команды. Отвечает та команда, которая первой подняла руку. При наличии правильного ответа выбирает тему. Вопросы разделены по темам. Каждый вопрос оценен определенным количеством баллов.

В ходе игры присутствует сектор:

«Кот в мешке» - команда имеет право передать вопрос другой команде

«Вопрос – аукцион» - команда назначает цену, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющийся на счету команды.

« Своя игра» - команда имеет право уменьшить или увеличить цену вопроса по своему усмотрению.

И так, начинаем: Вам предлагаются шесть тем на выбор: «Азбука вежливости», «Воспитание вежливости», «Пословицы и поговорки о вежливости», «Ребенок – взрослый», «Хорошие манеры», «Детский телефон доверия» (команды по очереди выбирают тему и количество баллов, оценивающий вопрос)

I .Азбука вежливости.

* 10 – «Л» - локти при еде убирай со стола

* 20 – «З» - здоровайся при встрече; зевая, прикрывай рот рукой

* 30 - «И» - идя в гости, предупреди; при знакомстве называй сначала свое имя, затем фамилию

* 40 – «В» - вздыхать и закатывать к небу глаза при разговоре некрасиво; волосы должны быть причесаны

* 50 – «Т» - «ты» - говорят друзьям

II. Воспитание вежливости

* 10 - Что такое вежливость?

  • это проявление уважения
  • готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается
  • искусство вести себя в обществе.

* 20 - Кто или что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер?

Родители. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки и слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

* 30 - С чего следует начинать воспитание культуры поведения? «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы . И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать с создания духа игры, с приветливо – живой сказки. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей. Пусть иногда в комнате появится фея Здрасте, в волшебном фартуке которой – секрет. В следующий раз ребенок увидит зонт, оставленный феей, а к нему прикреплена записка с шуточными замечаниями, указанием на правила, в которых он допустил оплошность. Можно ежедневно вывешивать маску – оценку: если малыш вел себя прекрасно, появится улыбающаяся маска феи, если ведет плохо – маска дракона», - такой совет дала автор книги «Азбука вежливости» Смирнова – Гангнус

* 40 - Назовите эффективные методы воспитания культуры поведения? Наше поведение, поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед; в первую очередь – пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.

* 50 – Вспомните и назовите художественные произведения с ярким примером хороших манер?

(В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», В.Осеева «Труд согревает», В.Осеева «Волшебное слово», В.Осеева «Просто старушка», Л.Толстой «Прыжок»)

III . Пословицы и поговорки о вежливости (закончи)

* 10 - вежливости открываются ….(все двери)

* 20 - ласковое слово и ….(кошке приятно)

* 30 - доброе слово лечит, а ….(злое калечит)

* 40 - плохое слово, что ….(грязная вода)

* 50 - ласковым словом и …..(мед растопишь)

IV . Ребенок - взрослый (решение педагогических ситуаций)

* 10 - Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком, доставят большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой. – Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость, и нужно ли это ему? (Отец)

Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или книгу, сыграть в любимую игру, угостить мороженым или яблоком.

* 20 - Утром пятилетняя Иришка собирается в детский сад. Бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.

Красиво? Мне идет? – спрашивает девочка.

Нет, не красиво. Такие шляпы носят только взрослые, - говорит бабушка.

Нет красиво! Мне нравится! Я в ней пойду. , - твердит девочка.

Тогда бабушка подает ей мамины туфли и серьезным тоном говорит

К этой шляпе и туфли нужны соответствующие. Примерь и будет красиво!

Иришка смотри вопросительно, серьезность бабушкиного тона приводят девочку в недоумение. А затем она говорит:

Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли!

Обе смеются. Назревающий конфликт рассеян.

Что помогло разрешению данной конфликтной ситуации.

Юмор.

- Присутствует ли юмор в ваших отношениях? Приведите примеры.

* 30 - Вечером детей забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась», «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», - нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут рассказать о семьях. Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?

* 40 - Две бабушки, гуляющие с внуками на улице. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая: живет по принципу «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие от общения с внуком. Как вы думаете, что возьмет для себя из этого общения тот и другой малыш?

Привьется малышу жизнерадостное восприятие жизни .

Действительно, тот, кто в детстве получил заряд бодрости, радости и энергии, справится с любыми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.

* 50 - Шестилетний Виталик, увидев вечером в раздевальной комнате детского сада маму, не забывает у нее спросить:

Ну как, сегодня нога не болит? Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток

Помогу нести, а то тебе тяжело.

Мать одобряет его.

Ты внимательный, заботливый сын. Я горжусь тобой.

Какие нравственные качества проявились в детском поступке? Права ли мать поощряя его за поступок? Что она этим достигнет? Как в аналогичных случаях поступает ваш ребенок?

Чуткость.

После вопроса о похвале .

Известная детская поэтесса в одном из своих стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала» Можно ли согласиться с тем, что надо хвалить ребенка авансом, когда не все получается или же следует хвалить только за результат? Как часто вы хвалите своего ребенка и за что? (самостоятельность, проявление внимания, вежливость)

Игра «Похвали ребенка» (передавая по кругу игрушку – куклу, сказать слова, выражающую похвалу)

В: Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Таков должен быть ваш девиз. Не жалейте слов похвалы для своего ребенка. и вы увидите, как он быстро будет усваивать нормы и правила поведения

V . Хорошие манеры.

* 10 – Что такое чуткость ?

Забота о людях, умение прийти на помощь, умение сочувствовать.

Как данное качество вы воспитываете в своих детях?

Воспитание в детях данного качества помогут такие приемы: «Помоги бабушке», «Поделись с братом», «Мама устала, не шуми, играй тихо»

* 20 – Что такое скромность?

Умение трезво оценить себя, никогда не пытаться, во что бы то ни стало привлечь к себе внимания, высокая требовательность к самому себе.

Воспитывая детей, формируйте у них умение считаться с мнением большинства, поступать хорошо не ради похвалы, не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой.

* 30 – Какая черта хорошего тона отсутствует у ребенка?

Он с нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых, вслух высказывает мнение о присутствующем, показывает пальцем на прохожего.

Кто бы ни пришел в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что ему принесли, тянет гостя в комнату, старается всецело завладеть его вниманием.

Деликатность.

Деликатность – не проявлять слишком большого любопытства; не навязывать разговора, если человек к этому не расположен; не требовать к себе большого внимания.

* 40 – Как одним словом оценивается поведение ребенка, если он: не настаивает на немедленном выполнении своего желания, умеет подождать, не перебивает разговор взрослы, вовремя придет на помощь….

Тактичность

* 50 – Проанализируй ситуацию. Какая черта сформирована, а какая отсутствует

Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее поднимается девочка.

Садитесь, пожалуйста!

Ну что ты…Спасибо…Не надо…

Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.

(Чуткость – да, тактичность – нет.)

VI . Детский телефон доверия

* 10 – « Ко мне на день рождение в субботу придут друзья. Подскажите какие игры можно провести, чтобы всем было интересно.» (родители предлагают варианты игр с детьми)

Игра «Жмурки»

* 20 – «Можно ли наклонять во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (делать это можно, но наклонять тарелку нужно от себя, чтобы не пролить еду на одежду)

* 30 – « Как нужно принимать подарки? (завернутый подарок развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок?)

* 40 – « Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья. Надо ли здороваться с ними. И как это сделать? (здороваться нужно, но не кричать через весь автобус)

* 50 – В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»

(если провинность незначительно, нужно говорить «извините», если же очень виноваты «простите»)

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Быстро летит время. Растут дети, и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. От каких ошибок вы бы их предостерегли? Какие бы советы дали?

Игра «Продолжи фразу»

- Передавая мяч по кругу, закончите фразу «Чтобы ребенок рос воспитанным, нужно…..

В заключении нашей игры я вручаю Вам памятки: «Правила воспитания вежливого человека», «Правила общения в семье» (приложение 3)

В: Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность. «Нравственный человек, нравственный невежа, недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям» Воспитан ли мой ребенок? Присуще ли ему чуткость, внимательность, предупредительность. На эти вопросы у каждого из вас будет свой ответ завтра, спустя многие годы и будет он зависеть от вашего желания и умения. Так пусть же вам взрослым хватит сил, терпения и любви.

Литература:

  • Насонкина С. Уроки этикета. – СПб.: Акцидент, 1998
  • Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей». - М., ДОМ.XXIвек, 2006
  • Островская Л. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника, - М., Просвещение, 1987
  • Пушникова В. Этикет для маленьких, - Тюмень: Издательство Тюменского университет, 2000
  • Энциклопедия «Хорошие манеры для самых маленьких», М., Белфаскс, 1997

Приложение 1

Анкета для родителей.

  1. Что такое вежливость, тактичность, чуткость, деликатность?
  2. Какие привычки культурного человека имеет ваш ребенок?
  3. Что и ли кто является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
  4. Назовите методы, которые вы используете для привития ребенку хороших манер?
  5. Какие трудности испытываете в вопросе по привитию навыков культурного поведения?

Приложение 2

Опрос детей

  1. Какие вежливые слова ты знаешь?
  2. Кто такой вежливый человек?
  3. А ты вежливый?
  4. Вежливо ли обращаются с тобой взрослые?
  5. Почему вежливые слова называют вежливыми?
  6. О чем бы ты спросил маму или папу при воспитании хороших манер?

Приложение 3

Памятка 1

Правила

воспитания вежливого человека

  1. Не оскорбляйте человеческое достоинство сына или дочки. Никогда не кричите на него. Не говорите при нем, а тем более обращаясь к нему, грубых слов. Не применяйте физических способов наказания.
  2. Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам. Поощряйте детскую самостоятельность.
  3. Будьте единодушны и постоянны в своих требованиях. Несогласие высказывайте не при ребенке.
  4. Прежде чем предъявить требования к ребенку, предъявите их к себе.
  5. Проявляйте интерес к жизни и проблемам ребенка – подражая, он очень скоро вернет это Вам.
  6. Будьте искренними: ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком- он учится лжи и лицемерию.
  7. Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам: это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
  8. Не говорите о людях неуважительно, плохо: ребенок вырастет и станет отзываться о вас так же.
  9. Поведение – нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

Памятка 2

Правила общения в семье.

  1. Начинайте утро с улыбки.
  2. Не думайте о ребенке с тревогой.
  3. Умейте читать ребенка.
  4. Не сравнивайте детей друг с другом.
  5. Хвалите часто и от души.
  6. Отделяйте поведение ребенка от его сущности.
  7. Испытывайте радость от совместной с ребенком деятельности.
  8. Дайте понять ребенку, что он самый любимый и желанный.
  9. Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей.

10. Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции, не подавайте дурной пример.

11. Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребенок может проявить свое негативное поведение.

12. Как можно больше хвалите ребенка даже за незначительные успехи.

  1. Если хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть.