Создание в дошкольном учреждении предметной развивающей среды. Построение предметной развивающей образовательной среды в доу. Для выполнения этих задач рппс должна быть

Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе, где основное внимание уделяется развитию детей и соответственно тем проектным средствам, которые этому способствуют то есть средства окружающей детей каждый день, предметно - развивающей среды. Значит, социальное развитие дошкольника зависит во многом от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь имеет значение всё: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствию их возрасту детей, индивидуальным психологическим особенностей ребёнка, интересам, желаниям дошкольников, наличие места для самостоятельных игр.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения - важный компонент в развитии ребёнка. Основными элементами развивающей среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, со масштабные росту ребёнка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Из каких игрушек, игрового материала, оборудования и пособий, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков развития. А так же возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах, двигательной активности, а так же возможности для уединения.

Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды (по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому):

  • · Дистанции, позиции при взаимодействии;
  • · Активности, самостоятельности, творчества;
  • · Стабильности - динамичности;
  • · Комплексирования и гибкого зонирования;
  • · Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
  • · Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
  • · Открытости - закрытости;
  • · Учёта половых и возрастных различий детей.

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • · Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
  • · В случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
  • · Учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно пространственная среда в группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды обязана соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство группы оснащается средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами (в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём в соответствии со спецификой программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

  • · Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой);
  • · Двигательную активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики), участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • · Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • · Возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства подразумевает изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

  • · Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • · Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности в качестве предметов-заместителей в детской игре.
  • · Вариативность среды предполагает:
  • · Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и другие), а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • · Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • · Доступность среды предполагает:
  • · Открытость для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей инвалидов, всех помещений ДОУ (группу), к играм, игрушкам материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-развивающей среды подразумевает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Одним из требований к условиям реализации ФГОС ДО является создание развивающей предметно–пространственной среды. Она должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей.

Изучив психолого-педагогическую литературу, социальные сети, пронаблюдав за играми детей и проанализировав развивающую предметно-пространственную среду в группах, пришли к выводу, что необходимо создать такую среду, которая бы отвечала требованиям ФГОС ДО.

Мы, педагоги ДОУ, находимся в постоянном поиске путей создания такой среды.

Проблема недостаточности финансирования серьёзно ограничивает возможности создания такой среды. Очевидно, что решать данную проблему нужно посредством использования нетрадиционных, доступных, экономичных материалов.

В 2015 году нами совместно с родителями были созданы маркеры игрового пространства из сэндвич–панелей, которые прекрасно прижились в группах и понравились детям.

На этом мы решили не останавливаться, задумались, из чего ещё можно сделать аналоги дорогих пособий? И в 2016 году в ДОУ появились подобные маркеры и оборудование, изготовленное из ПВХ-труб. Как оказалось, данный материал даёт ещё больше возможностей для творчества и вариативности. Всего лишь один раз изготовив конструктор из труб, можно обеспечить группу различными вариантами игрового оборудования. Элементы такого конструктора лёгкие, эстетичные и безопасные. А изготовленное оборудование полифункционально, вариативно и трансформируемо.

Конструктор из ПВХ-труб - это набор полипропиленовых труб разного размера, одного диаметра, заглушки, уголки, тройники, крепления – клипсы. Концы труб обработаны с помощью специального приспособления (снят верхний слой на ширину 30 мм), что дает возможность для монтажа, избегая спайки и демонтажа конструкций.

Методическое руководство к конструктору

Цель изготовления конструктора: предоставление возможности для творческой самореализации детей в игре посредством преобразования РППС самими детьми.

Конструктор реализует следующие задачи :

  • Развивать умение самостоятельно организовывать деятельность, трансформируя пространство в зависимости от замысла игры, обогащая тем самым содержание игр.
  • Развивать способности детей к анализу и синтезу, способности комбинированию. Содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
  • Содействовать формированию социально-коммуникативной компетенции детей, инициировать необходимость договариваться с партнером во время взаимодействия.
  • Содействовать гармоничному физическому развитию детей, посредством разнообразных упражнений, с использованием конструкций.

Конструктор обладает рядом достоинств и отвечает современным требованиям:

  • Легко трансформируется;
  • Многофункционален;
  • Вариативен;
  • Развивает детскую фантазию и воображение;
  • Активизирует двигательную активность;
  • Рассчитан на все возрастные категории детей;
  • Отвечает гигиеническим требованиям (легко моется, безопасен);
  • Конструкции имеют эстетичный вид;
  • Занимают мало места при хранении;
  • Выполнен из недорогих и доступных материалов.

Из конструктора собираются различные конструкции - «маркеры».

Состоит из одинаковых труб 1,2м. (12 шт.) и тройников (8шт.)

  • Маркер «Дом». Может быть дополнена тканью на кольцах, съемными атрибутами (окна, балкончики, вывески, № дома), которые также как и ткань могут крепиться к кольцам с прищепками или привязываться к самому каркасу, либо могут быть использованы липучки. Можно дополнительно прикрепить крышу. Конструкция крыши состоит из длинной трубы (1,2 м), на концах которой присоединены тройники с короткими трубами. Крыша крепится с помощью клипс к верхним деталям куба и коротким деталям крыши.

  • На данную конструкцию можно сшить тематический чехол («Космос», «Подводное царство» и т.д.) и использовать как для сюжетно-ролевых игр, так и как уголок уединения.
  • Для улучшения эмоционального комфорта в группе можно использовать «Куб» как для основы «Сухого дождя». Для этого, с помощью клипс, крепятся трубы большей длины с ленточками, заглушками на концах, что исключает падение лент, если они на кольцах, как в нашем случае, кроме того добавляя эстетичности конструкций. Количество труб может быть разным и возможно крепление их в разных направлениях и на разном уровне по высоте.
  • «Куб» используется и как основа для полосы препятствий во время самостоятельной и совместной деятельности детей физкультурно-оздоровительной направленности (НОД, развлечения, бодрящие гимнастики и т.д.) Для этого прикрепляются трубы большей длины, чем использованы для «Куба», с заглушками. Крепятся вертикально для разных видов ходьбы, бега и даже ползания между рейками, используя клипсы. Легко регулировать высоту перекладин. Для подлезания и перешагивания также используются трубы, большей длины, с заглушками, прикрепленные горизонтально клипсами. «Полосу препятствий» можно увеличить, вынеся ее за пределы контура «Куба», прикрепив клипсами.
  • «Куб» можно использовать, как ограничитель пространства, для организации развивающих центров, основу для помещения иллюстративного материала различной направленности. Например, внутри «Куба» выставочный павильон посвященный творчеству того или иного писателя или художника. Иллюстрации могут быть прикреплены в карманы разными способами к каркасу «Куба». Снаружи с 1 стороны «Куба» в те же карманы может быть размещен другого рода иллюстративный материал, например образцы для конструирования или другой художник и т. д., а с третьей стороны творчество другого художника, или рисунки детей. Либо «Куб» может быть посвящен 4 временам года.

2. Конструкция «Ворота»

Для двух ворот понадобится по 4 трубы (1,2м.), 2 тройника сверху, 2 короткие трубы (0,4м) сверху, 4 уголка снизу, 2 трубы (0,8м) снизу и по бокам сзади ворот на клипсах наклонно крепятся 2 трубы (1,8м) с заглушками.

  • Конструкция «Экран» это вертикально стоящий квадратный контур, обтянутый белой тканью, состоит из 4 труб по 1,2 м; 2 уголков и 2 тройников, 2 короткие трубы с заглушками, для опоры контура. Использование:
  • Теневой театр
  • Просмотр диафильмов
  • Мультимедиа
  • Кукольный театр

это вертикально стоящий квадратный контур, для декораций и фона, состоит из 4 труб по 1,2 м; 2 уголков (крепление сверху) и 2 тройников внизу. И параллельно стоящий прямоугольный контур (2 трубы по 1,2м горизонтальные; 2 трубы по 0,6м - вертикальные; 2 угольника вверху и 2 тройника внизу), 2 средние трубы соединяют обе части и являются опорой. Использование: кукольный, пальчиковый, перчаточный театр. На прямоугольный контур необходимо повесить ткань и декорации.

Это 3 вертикально стоящих квадратных контура, скрепленных между собой клипсами, каждый из которых состоит из 4 труб по 1,2м; 2 уголков и 2 тройников, внизу добавлены короткие трубы с заглушками, для устойчивости. Сверху с помощью клипс крепятся трубы с заглушками:

  • для переднего оформления сцены (2,8м), можно прикрепить и афишу;
  • для занавеса (2,10м);
  • для кулис (2,8м);
  • для съемных декораций (1,8 м).

состоит из 2 частей. Первая часть (нижняя)- это вертикально стоящий прямоугольный контур, скрепленный между собой уголками, каждый из которых состоит из 4 труб: 2 трубы - 82 см, 2 трубы - 40 см. Стол стоит на 4 ножках по 46 см.

Вторая часть (верхняя) используется для переливания воды, которая состоит из вертикальной трубы - 95 см. и 2 боковых труб – 36см., скрепленных между собой уголками. Также используются дополнительные детали: краны, воронки, заглушки.

На горизонтальную поверхность стола в зависимости от деятельности можно крепить: тазы, подносы, прозрачную раму.

Можно использовать как в здании, так и на участке детского сада в теплое время года. Обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами: с песком, манкой и водой; развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

  • Рисование на песке (песком), манке
  • Лепка из кинетического песка
  • Опыты с водой
  • Опыты с песком
  • Сухой бассейн.

Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки.

Многофункциональная трёхстворчатая конструкция, разделяющая пространство. Ширма устойчиво стоит на полу. Ширма одета в кусочки ткани яркой расцветки, которые закреплены на кольцах с прищепками и с помощью петель на кнопках. Ткань легко снимается и стирается. Напольная ширма предназначена для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.), театральных постановок с использованием различных видов кукол, как уголок уединения, разделение пространства, развития двигательной активности. На ткани с одной стороны сделаны прозрачные карманы, в которых можно расположить наглядный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Демидова Е.В.,

Педагог – психолог МБДОУ г. Иркутска

Детский сад комбинированного вида № 150

«Теремок»

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ.

Предметно-развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. При создании предметно-развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
  • трансформируемости среды, которая связана с её полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жёстко закрепляющего функции за определённым пространством);
  • вариативности, сообразно которой характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Предметно-развивающая среда должна быть достаточно связанной, с тем чтобы ребёнок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога.

Развивающая предметная среда содержит социокультурные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребёнка.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка.

Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.

Младший дошкольный возраст. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Для детей этого возраста важно наладить разумный двигательный режим, создать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений.

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Старший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

В «Концепции по дошкольному воспитанию» изложены 8 принципов построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.

1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии , ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми. Это даёт возможность педагогу приблизиться к позиции ребёнка, а ребёнку «подняться» до позиции воспитателя.

2.Принцип активности, самостоятельности, творчества проявляется и формируется у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализовать этот принцип помогают данные диагностики детей, а также анкетирование родителей, позволяющее больше узнать о характере ребёнка, его интересах и склонностях.

3.Принцип стабильности – динамичности , предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от сезона, от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения.

4.Принцип комплексирования и гибкого зонирования , реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

5.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого , осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству. Поскольку ребёнок в детском саду находится целый день, развивающая среда должна быть эмоционально насыщенной, а оборудование - привлекательно детям.

6.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.

7.Принцип открытости – закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.

  • Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.
  • Открытость своего «Я». Педагог с уважением относится к интересам, потребностям и возможностям каждого ребёнка, особенно к результатам его продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп.
  • Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей.

8.Принцип учёта половых и возрастных различий детей. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

Несомненно, у каждого педагога есть своё собственное представление об уютной группе, в которой всё гармонично, вариабельно, удобно, функционально и просторно. Но как реализовать эту мечту, особенно если вся жизнь протекает в одном помещении? Отчасти эта проблема решается с помощью встроенной мебели. Открытые стеллажные системы не загромоздят помещение, а выполнят роль разделителей пространства: благодаря им групповое помещение можно разделить на центры (зоны). Символы каждого центра, или уголка, позволят детям легко ориентироваться в группе. Стеллажи, открытые полки позволят воздуху и свету беспрепятственно проникать во все уголки помещения, дадут воспитателю возможность наблюдать за ребёнком в процессе его деятельности на расстоянии. Практичны и удобны для пользования мобильные элементы обстановки на роликах (тумбы, подиумы, столы), которые можно легко перемещать в помещении и придавать им самые различные функции.

Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволят сэкономить место, создать уют и внести «изюминку» в интерьер.

Итак, можно условно разделить помещение группы, раздевалки, столовой на зоны (центры):

  • Рабочая (центр науки - уголок природы, экспериментариум; центр искусства; центр музыкально-театрализованной деятельности; центр занимательной математики; и т. д.)
  • Спокойная (центр грамоты; игротека; и т. д.)
  • Активная (центр сюжетно-ролевых игр; строительный центр; центр здоровья; и т. д.)

Необходимо оформить «Стенд творчества», где каждый ребёнок получит возможность не только познакомиться с результатом чьей-то творческой деятельности, но и узнать имя автора.

На стенде «Дружно мы дежурим» дети по желанию закрепляют значки напротив символа «Центра», где бы они хотели дежурить в этот день.


Елена Васильевна Шакирова
Организация предметно - развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

«Организация предметно - развивающей среды в ДОУ »

Введение

Вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития » (С. Л. Новоселова) . Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды , которая способствует максимальному развитию личности ребенка .

Цель воспитателя : сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо предусмотреть Организуя предметную среду развития развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами. При создании развивающего Предметно- развивающая среда

Важно, что предметная среда развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир определенного возраста .

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду среды среда .

Требования ФГОС к предметно - развивающей среде :

1. Предметно- развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды , что предполагает :

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации , где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно- развивающая среда организуется так , чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития ) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Предметно- развивающая среда в ДОУ включает в себя :

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя :

1. Центр игры

2. Центр двигательной активности

3. Центр конструирования

4. Цент музыкально - театрализованной деятельности

Спокойный сектор :

1. Центр книги

2. Центр отдыха

3. Центр природы

Рабочий сектор : (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним :

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

3. Центр правильной речи и моторики

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой : печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. ; также детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной , содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка . Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую , воспитывающую, стимулирующую, организованную , коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития , показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда .

Особенности построения предметно- развивающей среды в ДОУ .

В соответствии с рассмотренными принципами в группе должна быть создана следующая предметно- развивающая среда- центры :

1. Раздевалка.

2. Уголок конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

3. Уголок ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

4. Уголок художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

5. Книжный уголок. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствуют комфортные кресла. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.

6. Музыкальный уголок. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.

7. Спортивный уголок. Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений : прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.

8. Театральная зона– важный объект развивающей среды , с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

9. Уголок сюжетно - ролевой игры. В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье".

10. Математическая зона.

11. Центр дидактической игры (грамматический уголок) .

12. Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников . В экологическом центре будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

13. Центр краеведения.

14. Уголок уединения.

15. Туалетная комната.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников .

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно- развивающей среды в ДОУ , а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Технология создания развивающей предметно - пространственной среды

1. Основные идеи технологии

Технология направлена на создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) во вновь построенной дошкольной образовательной организации:

Основные понятия, используемые в проектировании РППС;

Нормативно – правовые документы РФ (СанПиН, ФГОС ДО), дошкольной организации (основная образовательная программа, локальные акты);

Требования потребителей услуг, предоставляемых дошкольной организацией (родителей (законных представителей) воспитанников);

Требования учредителей дошкольной организации.

2. Цель технологии

Оказание практической помощи дошкольным организациям в создании РППС.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

Оснащение воспитательно-образовательного процесса той или иной организации образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Предусматривается создание вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды детских садов, школ и других учреждений для детей. Все компоненты предметной среды, как в помещении, так и вне его, увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Город Детства" была открыта в апреле 2014 года в г. Кинель. Это было вновь построенное здание по типовому проекту. Руководствуясь ФГОС ДО и работами представителей науки в области дошкольного образования, были определенны базисные компоненты развивающей предметной среды АНО ДО «Город Детства». Данный опыт может быть полезен другим дошкольным организациям при организации РППС в детских садах.

Проектирование каждого из компонентов осуществлялось с позиции, что ребенок нового поколения имеет другой набор навыков, базовых знаний, представлений об окружающем его пространстве.

Особенности здания организации. Здание АНО имеет сложную конфигурацию. Это способствовало созданию своеобразного интерьера АНО. В качестве отправной точки для внутреннего устройства здания была выбрана идея города в миниатюре, в котором есть свои улицы, площади, переулки, парки, музеи, галереи, медицинские, спортивные, развлекательные, образовательные, жилые, архитектурные объекты, объекты общественного питания. Часть из них была запланирована, а часть – появилась в результате корректировки пространства длинных и просторных коридоров, холлов, которые были разделены на сегменты с помощью установки дополнительных перегородок и дверей. Каждый объект образовательной среды отвечает функциям воспитания, обучения, формирования мировоззрения, социальной адаптации, совершенствованию особых способностей ребенка в соответствии с ФГОС ДО.

Цветовое решение интерьера. В АНО целенаправленно подбиралось цветовое решение, наиболее оптимальное для детей в конкретной жизненной ситуации. При выборе цветового режима учитывались следующие функциональные позиции:

Желтый цвет успокаивает, стимулирует мозг, активизирует умственную работу – все это хорошо для учебной деятельности;

Зеленый цвет дает отдых уму, положительно влияет на нервную систему, дисциплинирует мозг и тело (данные два цвета являются ведущими в оформлении АНО);

Использование голубого цвета в спальне (цвет стен, штор, покрывала на кроватках и т.д.) обусловлено тем, что это биологически пассивный цвет: он снижает ритм дыхания, мускульное напряжение, кровяное давление, пульс. Голубой наиболее успокаивающий, а значит, он способствует засыпанию (в АНО используется в оформлении спален);

Оранжевый цвет улучшает пищеварение, создает ощущение благополучия (используется в режимных моментах, связанных с игрой и приемом пищи – игровые, скатерти, салфетки);

Бежевый цвет – нейтральный, но в то же время имеет высокий коэффициент отражения света, что в целом улучшает зрительное восприятие (цвет стен в картинной галерее);

Белый цвет в оконных проемах АНО обусловлен тем, что это единственный цвет с самым высоким коэффициентом отражения света – 85%, что способствует созданию дополнительных условий для хорошего общего освещения;

Важны не только отдельные цвета, но и композиции из сближенных цветов, так, например, по мнению психологов, сочетание желтого цвета с зеленым успокаивает, помогает сосредоточить внимание, облегчает работу глаз.

Выбирая цвет для игровой зоны, учитывалась взаимосвязь в восприятии цвета поверхностей и стационарного оборудования (шкафов). Их цвета должны быть мягкими, гармонизирующими друг с другом, чтобы не утомлять детей. Это позволяет выделить главные элементы игровой зоны – яркие игрушки (уже не стационарное, а меняющееся оборудование), именно они должны привлекать ребенка в игровой зоне.

Особенности региона, города, страны. Так, например, создание улицы Космической связано с одной из приоритетных отраслей Самарской области – космической. Здесь воспитанники получают первые представления о Солнечной системе, созвездиях, первой космической ракете «Восток», которая доставила первого человека в космос, о местах г. Самары, связанных с космосом. На улице Транспортной воспитанники знакомятся с видами транспорта. Эти знания развиваются в автогородке, расположенном на территории АНО. В нем есть модели двигающихся машин (пожарная, скорая помощь, полицейская, автобус, МЧС), есть проезжая, пешеходная и велосипедная части, светофоры, остановки, заправочная, пост ДПС. На улице Магистральной находятся объекты, связанные с железной дорогой нашего города, Самарской области и России: макеты вокзала нашего города, сети железных дорог России, история развития железнодорожного транспорта от паровоза до современного самого быстрого поезда «Сапсан». В одном из холлов третьего этажа и на рядом расположенной лестнице находятся объекты этнокультурной среды АНО. В холле оборудован мини-музей с русской мини-избой, макетами жилищ самых многочисленных народов Самарской области (татары, чуваши, мордва, башкиры, казахи). Стены лестницы оформлены фресками с сюжетами столицы нашей Родины, главного города Самарской области, родного города Кинель, главных городов республик Татарстан, Мордовии, Чувашии, Башкирии, Удмуртии и столицы Казахстана. Вторая лестница – Историческая - оформлена фотоколлажами временной последовательности событий, связанных с созданием, открытием и текущей жизнью АНО. На стенах третьей лестницы – Обучающей – разместились русский и английский алфавит, цифры, разные фигуры. По ней передвигаются воспитанники 6-7 лет.

Формирование готовности к жизни в информационном обществе. В АНО имеется компьютерно - игровой комплекс. Компьютерно-игровой комплекс включает два примыкающих помещения: компьютерный класс «Эрудит», учебно-игровой зал «Вундеркинд». Компьютерный класс оснащен 8 ноутбуками и интерактивной доской, учебно-игровой зал имеет интерактивную доску и стационарную мебель для занятий и отдыха. Помещения компьютерно - игрового комплекса просторные и светлые. Минимум вещей, не относящихся к игре. Глаз должен отдыхать от информации, получаемой с экрана, поэтому росписи и любой иной пестроты в компьютерном классе и учебно-игровом зале не допускается. Данный комплекс нужен для того, чтобы сформировать у детей мотивационную, интеллектуальную и операциональную готовность к жизни в информационном обществе.

Формирование художественно-эстетического восприятия мира. Музыкально-театральный и танцевальный комплекс представлен салоном-студией «Маэстро» (музыкальный зал) и хореографическим залом «Грация». В этом комплексе продолжается процесс формирования личности ребенка, который может себя творчески выразить в танце, в музицировании, в пении, в театральной роли. В музыкальном зале находятся стульчики для отдыха детей, несколько рядов стульев для взрослых. Общий стиль зала выдержан в классическом стиле, основные цвета интерьера белый и зеленый. Помимо музыкального инструмента (рояль) зал содержит возможность использовать народные и электро-инструменты, а также музыкальный центр. Зал оборудован небольшой сценой - подиумом. Одна из стен хореографического зала облицована зеркальной плиткой. Вдоль всей этой стены имеется балетный станок, который служит не только опорой, но чаще ограждением зеркальной части стены. В зале предусмотрены световые эффекты, используются при этом светящиеся лазерные нити и шнуры.

Изостудия «Разноцветная палитра» в АНО ДО - самое светлое и просторное помещение с отдельно стоящими стеллажами, где хранятся детские работы, пособия, изобразительный материал. В целом студия воспринимается как большая комната, но в то же время условно она разграничена по зонам. Стена студии оформлена обоями в виде квадратной рамы. Маленькая перегородка ограничивает практическую зону, где стоят столы, мольберты. На противоположной стене висит экран. По краям - шкафы-стеллажи. В центре стоят столы и стульчики для детей.

Ведущая роль в изостудии отводится художнику-педагогу, который планирует и проводит практические занятия с детьми, при этом для работы могут быть привлечены другие специалисты - психолог, логопед, музыкальный работник и физкультурный руководитель.

Физкультурно-оздоровительный комплекс в АНО включает физкультурный зал «Олимпийский резерв», спортивно-игровую площадку во дворе, плавательный бассейн «Акватория», мини-стадион, медицинский блок. Спортивный зал, бассейн и спортивные площадки уже при проектировании продумывались и как место игры, и как интересные познавательные пространства: спортивный зал оформлен в стиле «Олимпиады – 2014», бассейн в виде подводного царства, спортивно-игровая площадка оснащена игровым и спортивным оборудованием для игровых занятий дошкольников, мини-стадион оборудован точно также как и взрослые стадионы: поле для игры в футбол, баскетбол, волейбол, беговая дорожка, яма для прыжков в длину и метания снарядов, трибуны для зрителей. Мини-стадион действует в течение всего года. В зимний период на футбольном поле организовывается каток для обучения элементам игры в хоккей и катанию на коньках. На месте беговой дорожки делается лыжня. Физиотерапевтический кабинет оснащен необходимым оборудованием для предоставления необходимой профилактической помощи воспитанникам. Помещения медицинского блока находятся на первом этаже в составе: кабинет врача, процедурная, изолятор на две палаты, приемная изолятора, санитарно-бытовое помещение (санузел). Помещения отделения медицинской помощи оборудованы соответствующей мебелью отечественного производства.

Коррекционной блок физкультурно-оздоровительного комплекса в АНО представлен: два кабинета логопедов, кабинет психолога, сенсорная комната. Кабинеты специалистов – это просторные светлые комнаты. В кабинете предусмотрены максимум удобств для самого педагога и для его клиентов: удобная мебель, зеркала, игрушки. Сенсорная комната «Иллюминариум» оборудована для коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ: пучок фибероптических волокон «Звездный дождь» , «Гроза» , цветодинамический проектор заливки света, фонтан «И» , модуль «Жар-птица» , золотой уголок, сухой бассейн.

Помещения, обеспечивающие быт детской организации , важные составляющие предметно-пространственной среды АНО ДО. Помещения и технологические узлы кухни, кастелянтской, прачечной, аппаратной отвечают современным эргономическим требованиям. Дизайн помещений, учитывая технологию труда, способствует снижению утомляемости персонала, удовлетворяет потребность работающего в функциональном, в том числе и визуальном комфорте.

Проектирование групповых и спальных комнат в АНО мало чем отличается от стандартных решений в других детских организациях. Зато интерьер групповых выполнен с выдумкой и даже находчивостью. Группы имеют двойное название: «Морячки-бодрячки», «Зайки-знайки», «Шарики-смешарики», «ArtBeby», «StarKids» и т.д. Интерьер групповых и спален представлен без излишней декоративности, но со вкусом, в соответствии с названием группы. Проект группового помещения предусматривать смену обстановки, объектов и среды в деятельности детей в связи с возрастными периодами их развития в соответствии с основной общеобразовательной программой АНО ДО. Особенностью организации является то, что дети переходят из группы в группы в зависимости от возраста (средняя, старшая, подготовительная группа и т.д.), с первого по третий этаж. Тем самым с РППС АНО знакомятся не только дети, но и родители.

Территория АНО – двор - парк. На территории АНО располагаются прогулочные площадки, фруктовый сад, аллеи лиственных и хвойных деревьев, огород, «сухой ручей» с мостиком, единственная в городе металлическая скульптурная композиция «Семья аистов», которая олицетворяет успешное партнерство коллектива детского сада, родителей воспитанников и учредителей - администрации городского округа Кинель, территориального объединения работодателей города, общественной организации «Молодежь городского округа Кинель».

В прогулочной зоне функционирует учебно-игровой комплекс «Метеоплощадка», который оснащен метеорологическими приборами и приспособлениями: солнечные часы, термометры, осадкомер, флюгель, ветряной рукав, искусственный водоем. Цель данного объекта в организации интерактивного пространства детского сада и формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Важным объектом на территории АНО ДО «Город Детства» является учебно-игровой комплекс «Автогородок». Основное направление учебно-воспитательной работы данного комплекса заключается в том, чтобы познакомить детей с правилами безопасного поведения на улицах города и мерами предупреждения ЧП с участием детей.

4. Способы диагностики эффективности созданной РППС

Диагностика педагогического процесса дошкольной образовательной организации.

Уровень развития воспитанников АНО по образовательным областям

за 2014 -2015 учебный год

№ п/п

Образовательная область

Показатель (%)

первичный срез

итоговый срез

отклонения от нормы (%)

норма (%)

отклонения от нормы (%)

норма (%)

Физическое развитие

42,2

57,8

7,24

92,76

Речевое развитие

51,7

48,3

18,34

81,66

Познавательное развитие

45,2

54,8

39,2

60,8

14,14

85,86

50,5

49,5

12,58

87,42

Уровень развития воспитанников по образовательным областям 2015 – 2016 учебный год

№ п/п

Образовательная область

Показатель (%)

Начало года

Конец года

отклонения от нормы (%)

норма (%)

отклонения от нормы (%)

норма (%)

Физическое развитие

67,8%

32,2%

2,2%

97,8%

Речевое развитие

Познавательное развитие

65,8%

34,2%

Социально-коммуникативное развитие

79,5%

20,5%

9,9%

90,1%

Художественно-эстетическое развитие

79,9%

20,1%

Анкетирование родителей «Изучение мнения родителей о качестве оказания образовательных услуг в АНО».

АНО ДО «Город Детства» большое внимание уделяется интеграции семейного воспитания и дошкольного образования. Ежегодно проводится анкетирование родителей «Изучение мнения родителей о качестве оказания образовательных услуг АНО ДО «Город Детства». Учет развивающей предметно - пространственной среды отражен в анкете в блоке «Обеспеченность и благоустройство образовательного учреждения». Сравнительный анализ последних лет показал, что степень удовлетворенности предметно-пространственной средой, в том числе и благоустройством территории АНО, возросло с 87% на 8,9% до 95,9% от общего числа родителей.

Участие АНО в конкурсах разного уровня.

"Всероссийская выставка образовательных учреждений 2014-2015", АНО - лауреат-победитель (Золотая медаль Лауреата-Победителя, диплом Лауреата-Победителя);

всероссийский конкурс "100 лучших ДОУ России". Конкурс проводится с 2013 года. Организатор конкурса - Независимый общественный совет, в состав которого входят представители Совета Федерации, Государственной Думы, Национальной Ассоциации работников дошкольного образования России, Международной академии качества и маркетинга. АНО стала лауреатом этого конкурса в номинации "Лидер в создании материально-технической базы и оснащения для обучения, воспитания и развития детей". Награждена золотой медалью "100 лучших ДОУ России" в номинации "Лидер в создании материально-технической базы и оснащения для обучения, воспитания и развития детей", которая подтверждается дипломом. Директору АНО Н.В. Кузьминовой вручен почетный знак "Директор года"/"Заведующий года";

Городской конкурс на лучшую территорию, победители 2015 г., 2016 г.

5. Достоинства и недостатки технологии

Положительные стороны применения технологии:

Создание яркого архитектурно-художественного образа дошкольной организации;

Создание условий для совместной деятельности детей разного возраста и разного уровня овладения той или иной деятельностью, для общения в различных схемах: «Я - Я», «Я - воспитатель», «Я - другие», «Я - все дети» и т.д.;

Реализация новых подходов к проектированию внутреннего пространства.

Недостатки применения технологии:

Требует финансовых вложений.

6. Условия применимости

Строительство дошкольных организаций по проектам, предусматривающим наличие помещений для изостудий и театральных студий, мастерских, живых уголков, аудиовизуальных и компьютерных комплексов;

Активная, преобразовательно - творческая роль педагогов, родителей в создании среды;

Возможность вложения дополнительных средств (спонсорство, платные услуги, гранты) в развитие РППС.